«Московским театрам остается только завидовать петербургскому ТЮЗу»

Адольф Шапиро. [Фото — <a href="http://art.theatre.ru" target=_blank>Екатерина Цветкова. МХТ им. Чехова</a>]

Театральный режиссер Адольф Шапиро станет главным консультантом и художественным руководителем петербургского Театра юных зрителей. Адольфу Яковлевичу Шапиро 68 лет. Он окончил Харьковский театральный институт. С 1962 по 1992 годы возглавлял Рижский ТЮЗ. Среди его постановок «Кабала святош» во МХАТе, «Кабанчика» и «Милый лжеца» в театре имени Вахтангова, ряд спектаклей в Эстонии, в США, Венесуэле и Никарагуа. В Риме на европейском фестивале «Театр на экране» получил Гран-при за фильм «Изобретение вальса». Автор книг «Антр-Акт» и «Как закрывался занавес», удостоенной премии журнала «Дружба народов». Адольф Шапиро будет руководить ТЮЗом вместе с московским режиссером Константином Богомоловым.

Сказать, что Петербургскому ТЮЗу повезло, значит, ничего не сказать. В этом сезоне восемь московских театров уговаривали Адольфа Шапиро поставить у них что угодно, на его усмотрение.


Адольф Шапиро, безусловно, один из лучших режиссеров мира. Как могли не сознавать этого в Латвии, как могли закрыть Рижский ТЮЗ, главным режиссером которого тогда был Шапиро, надо спросить у Раймонда Паулса — в те годы именно он возглавлял Министерство культуры. Зато не оплошали эстонцы: каждый год Адольф Шапиро делает спектакли в Линна-театре Таллина, а это не последний театр. Всякий раз, когда туда приезжаешь, хочется просить в нем эстетического убежища. Так вот «Трехгрошовая опера» или «Отцы и дети» в режиссуре Шапиро — это шедевры театрального искусства. Последняя его работа в Москве в соавторстве с художником Давидом Боровским – «Вишневый сад» Московского художественного театра имени Чехова. Это спектакль о «вишневом саде» российского психологического театра, о его закате. Один из лучших за последние годы спектаклей я видела в Самаре, Шапиро несколько лет был художественным руководителем театра «Самарт» и поставил там «Мамашу Кураж» с одной из лучших актрис России — Розой Хайруллиной. Никогда мне не приходило в голову, что мировоззрение Феллини может ужиться с мрачным мировоззрением Брехта. Шапиро добивается будто бы невозможного. Черно-белый Брехт становится у него по-феллиниевски живописен.


Шапиро — создатель поэтического, психологического и одновременно условного театра, в его спектаклях сходятся театральные пути России и Европы. А еще мы привыкли к тому, что режиссер — это такое полубезумное всклокоченное существо, ужасно самолюбивое (если не самовлюбленное), обидчивое, эгоистичное, страшно кокетливое и малоприятное в общении. Адольф Шапиро — совершенно нормальный, интеллигентный, благородный человек, верный друг и импозантнейший мужчина. Ко всему прочему, он — человек исключительного образования, эрудиции, его статьям и книгам о театре могут позавидовать все ученые искусствоведы вместе взятые. А московским театрам остается только завидовать петербургскому ТЮЗу.