Принцип художественных ассоциаций. По законам искусства Коко Шанель

Коко Шанель

В Москве, в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени А.С. Пушкина идет подготовка к выставке «Шанель. По законам искусства», посвященной творчеству прославленной Габриэль Шанель. Ее имя знакомо даже тем людям, которые совсем не интересуются модой.


Знаменитый музей на Волхонке — академического склада и традиционного толка (в лучших значениях этих понятий). И вдруг здесь задумали выставку, имеющую самое непосредственное отношение к миру моды.


Не слишком ли легкомысленно это? Не странно ли? «Ничуть», — говорит куратор проекта с российской стороны, заместитель директора по международным связям Музея изобразительных искусств Зинаида Бонами: «Я не вижу никакого противоречия в том, что художественный музей, музей классического искусства обратился к теме моды. Мода и дизайн стали органичной частью культуры XX века, и Габирэль Шанель, которая будет героиней нашей предстоящей выставки, внесла в это очень серьезный вклад. Ведь именно она сделала моду частью художественного процесса своего времени. Кроме того, тема выставки, которая называется "Шанель. По законам искусства", представит подлинные модели Шанель на фоне очень широкого спектра произведений искусства от древнерусской иконописи, европейских мастеров XVIII— XIX веков, до произведений авторов XX века, авторов русского авангарда и самых современных произведений, рожденных просто сегодня».


— Отчего там произведения XX века, я могу догадаться: в круге ее общения очень близком было много художников. Но каким образом туда будут вписаны иконы?
— Дело в том, что автор концепции этой выставки, известный историк моды Жан Луи Фроман, построил выставку не по географическому или хронологическому принципу, а по принципу художественных ассоциаций. Он выделил в творчестве Шанель наиболее значительные новации и внимательно посмотрел, какие же художественные источники использовала Шанель для того, чтобы произвести своеобразную революцию в мире моды. В частности, он обратил внимание на то, что очень важным местом вдохновения Шанель всегда была Венеция. Блеск зеркал, золото куполов, то, что связано в нашем представлении с Византией, которую во многом Шанель воспринимала из венецианских впечатлений, одновременно, в какой-то степени, восходят и к тем традициям византийского искусства, которые были восприняты русской культурой. Вообще, Россия тесно связана с творчеством Шанель и в художественном отношении, и в личном плане. Если говорить о Византии, то в 1920-е годы Шанель, с одной стороны, испытывает личное воздействие русского стиля, отчасти византийского стиля, который приходит к ней вместе с увлечением Великим князем Дмитрием Павловичем, и в результате очень серьезного творческого сотрудничества с русским ателье «Китмир» — ателье русской вышивки, которым руководила Великая княгиня Мария Павловна, которая волею судьбы оказалась в эмиграции в Париже и привлекла к золотошвейному ремеслу эмигрантов. При этом, она относилась к этому делу чрезвычайно творчески. Поскольку в 20-е годы в моду широко вошли вышивки, то вот это золотошвейной шитье, византийское шитье, оказалось очень востребовано, в том числе, и в творчестве Шанель.


— А на выставке будут представлены вещи с такими вышивками?
— Будут представлены многочисленные модели Шанель, в том числе будет представлен образец вышивки ателье «Китмир», которым руководила Мария Павловна. А в качестве источника вдохновения — богато украшенные иконные оклады и элементы церковных одеяний, которые любезно предоставляют на выставку Музеи Московского Кремля.


— Значит, русская часть представлена российскими собраниями, а откуда французская часть, откуда сами вещи Шанель?
— В выставке участвует очень много разных музеев, галерей и частных коллекционеров. Конечно, значительная часть подлинных моделей Шанель это коллекция самого Дома Шанель, но, кроме этого, в выставке участвуют и американские музеи, и вещи из Японии, и из многих европейских стран. Вообще творчество Шанель очень популярно в Японии. Среди участников выставки мы можем назвать и галерею Тейт. Шанель находилась под воздействием не только французского искусства, но и английского.


— Вы перечислили так много музеев разных стран, как вам удалось договориться, чтобы все они представили на эту выставку свои вещи?
— Высокий авторитет Пушкинского музея и Дома Шанель создал такие предпосылки для того, чтобы многие музеи любезно откликнулись на нашу просьбу. В их числе, помимо тех, что я уже назвала, Третьяковская галерея в Москве, Музей Пикассо в Париже и Музей современного искусства — Центр Помпиду в Париже. Будем откровенны, предоставление произведений на выставку, как правило, требует обмена. Таковы сложившиеся взаимоотношения между музеями. В частности, нас связывают давние отношения с Музеем Пикассо в Париже, и поскольку на выставке будет присутствовать несколько работ Пикассо из парижского Музея Пикассо, от нас, конечно, потребовалось нечто взамен. Специально говоря о Пикассо, я бы хотела сказать, что это очень важный и друг, и творческий соавтор Шанель на протяжении долгого времени. Они в творчестве идут параллельными курсами. Среди изобретений Шанель было использование такого неожиданного для того времени, начала XX века, материала, как трикотаж. Дело в том, что этот материал долгое время использовался исключительно для нижнего белья или чулок, а Шанель была первой, кто сумел подойти совершенно иначе, укротить эту сложную в шитье ткань и использовать ее для нового направления — спортивной одежды. По сути дела, Пикассо, который пробовал в своем творчестве использовать самые простые материалы — рисовать на самой простой, обыденной бумаге — шел тем же путем. Это целое направление в искусстве XX века, которое по-прежнему продолжает привлекать художников, и мы найдем подтверждение этому на выставке.


— А в Музей Пикассо вы что предоставите?
— Предоставим работы Пикассо из нашего собрания.


— К сказанному Зинаидой Бонами, добавим: выставка «Шанель. По законам искусства» откроется 26 сентября.
— Вот тогда-то посетители смогут увидеть вещи, относящиеся к пяти главным новациям Коко Шанель. Периоды ее творчества принято называть по материалам и цветовым решениям — «Красный», «Золото», «Джерси», «Твид» и «Черный», со знаменитым «маленьким черным платьем». Куда ж без него?