В эти дни исполняется ровно год со дня беспорядков в карельском городе Кондопога

Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова .



Андрей Шароградский : В эти дни исполняется ровно год со дня беспорядков в карельском городе Кондопога. Тогда в результате драки между местными жителями и выходцами с Северного Кавказа погибли два человека, после чего в городе начались кавказские погромы. Сейчас на месте ресторана «Чайка», где началась драка, построили культурно-развлекательный центр. Большинство чеченцев, бросив свой бизнес, из Кондопоги уехали. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем число межнациональных конфликтов в России уменьшаться не будет. Виной тому - невнятная национальная политика властей. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова : В Карелии вспоминают события в Кондопоге - год назад в результате массовых беспорядков здесь погибли двое местных молодых людей. О том, как живет Кондопога спустя год после событий, сделавших ее известной, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Карелии Ирина Пяхтина.



Ирина Пяхтина: Дни годовщины массовых беспорядков в Кондопоге прошли спокойно. Это настроение поддерживалось не усиленными нарядами милиции, а поведением самих горожан. Гражданская панихида в память о двух жителях города Григории Слезове и Сергее Усине, которые погибли во время побоища у ресторана «Чайка» от рук выходцев с Северного Кавказа, вызвала у кондопожан огромное сожаление о случившемся, но никак не гнев или чувство мести. Да и многочисленным нельзя назвать этот печальный митинг - на него собралось менее ста человек. Еще год назад мать одного из погибших Маргарита Слезова поразила всех, когда после смерти сына вышла на улицу успокоить двухтысячную разбушевавшуюся толпу словами: «Идите, мальчики, домой». И в этот день она призывала только к миру.



Маргарита Слезова: Я думаю, что доброта мир спасет. И добрых людей намного больше.



Ирина Пяхтина: Прошел год. Первые месяцы жители устраивали сходы, требовали от властей «выселить всех кавказцев из города в 24 часа», навести порядок на рынке, обеспечить работой молодежь. Сейчас успокоились, видя, что власти пошли им навстречу. Первое требование было самым трудновыполнимым, противоправным. Но многие уехали и не вернулись после того, как мэр города предложил им стать плотниками, сантехниками и озеленителями. Тогда глава вайнахской диаспоры Карелии Махмет Матиев заявил мэру, «что именно он лично лишил кондопожских чеченцев работы». Уехали и братья Имановы. Они 15 лет арендовали «Чайку», несмотря на два убийства в этом злачном заведении. Сожженное помещение ресторана отремонтировали местные власти и открыли молодежный центр с танцполом, интернет-кафе. В том же здании - офис «Народной дружины Кондопоги». В здании городской библиотеки даже появился центр адаптации для мигрантов. Хотя по наблюдениям горожан и работников библиотеки он пустует.


Разгромленный магазин, принадлежащий чеченцам, выкупила питерская фирма, теперь в нем сетевой супермаркет. В эти выходные открылся и новый современный рынок. Администратор прежнего мини-рынка Ирина Гурьева рассказывает, что после погромов многие коммерсанты уехали. Прошло время, но свободные торговые площади есть и сейчас.



Ирина Гурьева : Люди все равно побаиваются. Еще звонят и спрашивают - как у вас обстановка. У нас очень много свободных мест.



Ирина Пяхтина: Народ добился своего. Открыт рынок, на котором будут торговать только свои. Управлять им будет совет граждан города. Никого со стороны ни в совете, ни на рынке не будет.



Любовь Чижова : Из Карелии передавала корреспондент Радио Свобода Ирина Пяхтина. По мнению председателя антикоррупционного комитета по Северному Кавказу Мусы Саддаева, в том, что случилось побоище и погибли люди, виновны и русские, и чеченцы. Но ответственность за это, по его мнению, лежит целиком на местных властях, не сумевших погасить конфликт.



Муса Саддаев : Если такой конфликт назревал и назревал, то его надо было погасить, но этого не было сделано. Возможно, это был подан пример для всех остальных кавказцев по всей России. Это очень плохая тенденция. Власть серьезных мер по этому не принимает. Но надо понимать и другое - очень много национальные республик в России. Если из этих республик начнут выселять русских, то что произойдет?



Любовь Чижова : По вашим наблюдениям, отношения русских к чеченцам изменилось после Кондопоги?



Муса Саддаев : Во всяком случае, в тех кругах, где я хожу и работаю, такого, конечно, я не замечаю. Сигналов такого характера очень много.



Любовь Чижова : Как вы думаете, кто в России провоцирует межнациональные конфликты? Кому они выгодны?



Муса Саддаев : Конечно, стараются поднять голову националистические группы.



Любовь Чижова : События в Кондопоге кого-то чему-то научили?



Муса Саддаев : Мне сложно сказать - были ли здесь чеченцы исключительно все правы. Коль уже наши ребята выезжают в регионы России, коль так заведено, надо просто попробовать принимать их местный менталитет. Надо попробовать жить по их законам.



Любовь Чижова : Политолог центра Карнеги Алексей Малашенко уверен, что межнациональные конфликты в России в ближайшее время не прекратятся. И дело даже не в том, что власть не хочет их искоренять - хочет, считает политолог, но просто не умеет.



Алексей Малашенко : К сожалению, я думаю, они не прекратятся. Важно, чтобы они не развивались. Важно, чтобы они хотя бы застыли на нынешней ситуации, которая хоть и маловразумительна, но, тем не менее, не является крайней. С этой точки зрения, то, что произошло в Кондопоге, и окончательное, если можно так выразиться, саморешение конфликта, оно внешне представляется как бы удачно. Произошло замирение, "проклятые кавказцы" уехали. Но, во-первых, так или иначе, события рассоривают этносы, рассоривают народы. Уверяю вас, что и в памяти тех же кавказцев, и в памяти тех же жителей Кондопоги и окрестностей это было знаковое событие. Об этом будут рассказывать бабушки своим внукам и так далее. Это будет передаваться из поколения в поколение. А таких, между прочим, конфликтов плюс-минус в России очень много.


Поэтому, хотя решение как бы формально найдено, но, я думаю, что оно, так или иначе, не привело хоть к минимальному позитивному сдвигу в межнациональных отношениях. Если мы сейчас, например, попробуем быстро перепрыгнуть на Северный Кавказ, посмотрите, что там сейчас происходит в Ингушетии, когда убивают русских. Все же вместе взятое, отнюдь не радует. Есть какие-то у властей позитивные наработки? Я думаю, что, безусловно, есть. Во всяком случае, на уровне теории есть эксперты, есть специалисты, есть политики, которые, хотелось бы верить, действительно, искренне желают, чтобы вот эта межэтническая напряженность как-то постепенно угасала или, во всяком случае, не возрастала. Но все это упирается во многом в то, что происходит на местах. Потому что конфликты вспыхивают, в общем-то, зачастую не всегда оттого, что просто много кавказцев, просто много других этносов, а, во-первых, оттого, как относится к ним власть, как она паразитирует на этом присутствии, и каким образом сами вот эти этносы, которые приезжают, сами мигранты не могут вписаться в окружающую среду. Это и вина, но это еще и беда людей. Их надо воспитывать достаточно долго. Это длительный процесс. Поэтому, с моей точки зрения, в этих конфликтах очень важное значение имеет правильное поведение властей на местах. Пока что этого, к сожалению, не происходит. Мы знаем очень много примеров, когда той последней каплей, которая приводила к этим конфликтам, были именно действия властей, не продуманные, глуповатые и, в общем, провоцирующие.



Любовь Чижова : Говорил политолог центра Карнеги Алексей Малашенко.