Президент Соединенных Штатов Джордж Буш накануне побывал с неожиданным визитом в Ираке. Этот визит готовился в глубочайшей тайне ближайшим окружением Буша в течение шести недель. Покров секретности был столь плотным, что президент покинул Белый дом через боковую дверь, а журналисты, которые должны были отправиться с ним днем позже на саммит стран Тихоокеанско-Азиатского региона, узнали о том, что им придется отправиться в путь с президентом на день раньше, незадолго до вылета самолета.
Организаторы визита наполнили восьмичасовое - самое длительное пребывание в Ираке президента Буша явным символизмом. Президентский самолет приземлился не в Багдаде, а на военно-воздушной базе аль-Ассад, в сердце суннитской провинции Анбар, которая всего несколько месяцев назад была оплотом «Аль-Каиды» и считалась де-факто потерянной территорией.
После совещания с участием министра обороны Роберта Гейтса, госсекретаря Кондолизы Райс президент Буш заявил, обращаясь к военнослужащим, о том, что если операция по нейтрализации «Аль-Каиды» будет продолжаться с нынешним успехом, то на обеспечение безопасности потребуется меньше американских войск. Иными словами, впервые за долгое время президент заявил о возможности сокращения американского контингента в Ираке: «Мы начнем выводить войска только тогда, когда почувствуем, что мы достаточно сильны и одерживаем верх, а не потому, что мы слабы и близки к поражению».
Через несколько дней командующий американскими силами в Ираке генерал Петреос и американский посол Крокер должны представить президенту и конгрессу доклад об уровне прогресса, достигнутого в Ираке за последние полгода, с того момента, когда началось наращивание американского контингента. Однако уже несколько дней назад стало известно, что конгресмены считают, что прогресс в Ираке не удовлетворяет большинству критериев, установленных конгрессом и Белым домом. Одна из самых серьезных проблем - неспособность иракцев и нынешнего правительства к политическому примирению. Интересно, что не так давно сам президент Буш выразил сомнения в способности премьер-министра Малики создать единое с суннитами правительство, способное стабилизировать Ирак.
В понедельник еще одним символическим событием стало появление на встрече с президентом Бушем в провинции Анбар премьер-министра Ирака и других руководителей страны. Джордж Буш призвал иракское правительство предпринять более активные политические усилия. К премьер-министру Малики, по словам президента Буша, у него была личная просьба, дружеского свойства. Президент сказал: «Пришло время принять важные законы, необходимые для примирения. Мы понимаем, насколько это трудная задача, но это необходимо сделать».
По мнению экспертов, визит Буша в Ирак связан с началом дискуссии о том, что делать американцам с иракской проблемой накануне выборов. В частности, так считает российский политический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского университета в Вашингтоне Андрей Пионтковский.
- Зачем, на ваш взгляд, Джордж Буш поехал сейчас в Ирак?
- Это достаточно очевидно. 11 сентября командующий американскими войсками в Ираке, генерал Петреус должен сделать доклад конгрессу о ходе дел, который, конечно, вызовет громадную решающую дискуссию о том, что делать дальше, чрезвычайно обостренную, конечно, предвыборной кампанией. Вот по существу Буш и задает тон этой дискуссии. Обратите внимание, он поехал не в Багдад сразу, а в провинцию Анбар, которая еще до недавнего времени была центром суннитского сопротивления основной базы «Аль-Каиды» в Ираке.
Впервые, может быть, после всех лет войны и неудач у него есть для Америки хорошие новости. Американцам пришла неожиданная удача - одна из тех, которые переворачивают ход войн - сунниты выступили против «Аль-Каиды» и обратились за помощью к своим, казалось бы, основным врагам, американцам. Ведь исламские интернационалисты достали их, даже бывшим саддамовцев, невероятной жестокостью по отношению к мирному населению, навязыванием средневековых норм шариата, похищениями женщин для воинов Аллаха. В общем, всем тем, что справедливо называется исламо-фашизмом. Этот новый поворот, конечно, во многом изменит ситуацию в Ираке.
- Поезда Джорджа Буша может еще быть синхронизирована и с очередной годовщиной терактов 11 сентября. Именно после этого события началась военная операция американцев в Ираке. Хватит ли аргументов у сторонников Буша, чтобы переубедить тех, кто скептически относится к ходу военной операции в Ираке?
- Понимаете, говорить о победе американцев было бы нелепо и смешно. Но громадное, моральное и политическое поражение «Аль-Каиды» после того, как против них выступили сунниты очевидно. Оно важно не только для иракской операции, может быть, даже не столько, оно, прежде всего, значимо в контексте глобальной войны. Того, что сейчас называют Четвертой мировой войной, объявленной радикальными исламистами Западу. Вот в этой войне произошел просто коренной поворот. Потому что самым худшим результатом иракской войны (и мы были довольно близки к нему) был бы громадный моральный успех, триумф «Аль-Каиды», который привлек бы в ее ряды сотни тысяч, может быть, новых молодых сторонников. Вот этого теперь уже не случится. Это очень важно. Это меняет общественное мнение в Соединенных Штатах. Во всяком случае, это не позволит демократам, которые всю свою предвыборную кампанию основывают на антивоенной пропаганде, добиться вывода американских войск именно сейчас, когда наметился такой серьезный поворот в борьбе с «Аль-Каидой».