Уровень бедности в Соединенных Штатах и средние доходы на семью

Сергей Сенинский: Бюро переписи населения США выпустило в свет очередной ежегодный доклад о благосостоянии американцев. Впервые за последние 10 лет в стране сократилась доля людей, живущих ниже черты бедности. Но у статистиков есть и плохие новости. Рассказывает Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: Человечество еще не придумало общественного устройства, при котором не будет бедных. Кто должен позаботиться о них – государство, богатые филантропы или пусть выживают сами? Миф о «социальной ответственности бизнеса» имеет мало общего с действительностью. В Америке эпоха бурного экономического роста, начавшаяся после Гражданской войны, характеризовалась как раз социальной безответственностью частного предпринимательства. Социальный дарвинизм – теория выживания сильнейшего – был господствующей политической философией.


Президентом, объявившим войну бедности, стал Линдон Джонсон. В мае 1964 года в речи перед студентами Мичиганского университета он выдвинул программу социальных преобразований под общим названием «Великое общество».



Линдон Джонсон: У нас есть возможности сделать наше общество не только богатым или сильным, но и великим. Великое общество опирается на благосостояние и свободу для всех. Оно требует положить конец бедности и расовой несправедливости, и мы всецело привержены этой цели.



Владимир Абаринов: В рамках программы «Великое общество» были разработаны критерии уровня бедности. Автор этой методики – выдающийся экономист и статистик, дочь иммигрантов из России Молли Оршански, скончавшаяся в прошлом году. Представляя теперь очередной доклад Бюро переписи населения, глава управления экономической статистики США Дэвид Джонсон счел необходимым почтить её память.



Дэвид Джонсон: Прежде чем начать, я хотел бы напомнить о человеке, недавно ушедшем от нас, но оставившим неизгладимый след. В декабре в возрасте 91-го года умерла Молли Оршански. В 1963 году, будучи сотрудником Управления социального страхования, Молли Оршански разработала методы определения уровня бедности, которые стали официальными и носят теперь ее имя. Она была настоящим первооткрывателем, и все мы обязаны ей. Благодаря усердной работе и настойчивости, она изменила методы, которыми страна определяет бедность, и этими методами мы пользуемся уже более 40 лет...



Владимир Абаринов: Официальная черта бедности устанавливается каждый год, исходя из уровня реальных доходов населения, индекса потребительских цен и множества других показателей. В прошлом году черта бедности для семьи из четырех человек находилась на отметке 20 тысяч 614 долларов в год, для одного одинокого взрослого человека – на уровне 10 тысяч 294 доллара. Каковы были доходы американцев в прошлом году? И какая часть населения оказалась за чертой бедности?



Дэвид Джонсон: В 2006 году средний ежегодный доход семьи в стране увеличился до 48 тысяч 200 долларов. Прирост, по сравнению с 2005 годом, составил 0,7% в реальном исчислении.


Доля людей, живущих за официальной чертой бедности, сократилась до 12,3%. В целом 36,5 миллиона человек живут сегодня в США за чертой бедности.



Владимир Абаринов: Отдельно определялись доходы каждой этнической группы. Выяснилось, что наименее обеспеченные в стране – афроамериканцы.



Дэвид Джонсон: Черные семьи остаются самыми малообеспеченными среди этнических меньшинств. В прошлом году их средний доход составил 32 тысячи долларов.


Белые, включая латиноамериканцев, - единственная этническая группа, чьи реальные доходы выросли – прирост составил 1,1%, и это - первый реальный прирост с 1999 года.


Среди белого населения наблюдается также сокращение доли бедных с 10,6% до 10,3%. Но это сокращение произошло в основном за счет латиноамериканцев.



Владимир Абаринов: Стоит добавить, что быстрее всего доходы растут у выходцев из стран Азии, а уже за ними следуют потомки европейцев. Другой интересный критерий – урожденные и натурализованные граждане.



Дэвид Джонсон: Еще одна категория населения, представленная в докладе – это урожденные и натурализованные американцы. Доля живущих за чертой бедности среди урожденных граждан не изменилась с 2005 года и составляет сегодня 11,9%. Среди родившихся за границей этот показатель снизился с 16,5% до 15,2%. Причем эти данные соответствуют показателям для тех же категорий населения соответственно за 2000-ый и 2001-ый год.



Владимир Абаринов: Количество тех, кто оказывается за чертой бедности, значительно разнится и от штата к штату.



Дэвид Джонсон: Обращаясь к оценке уровня бедности и уровня доходов по штатам, мы видим, что на северо-востоке страны доля малообеспеченных ниже, чем в целом по стране. Один из самых низких показателей уровня бедности имеет Мэриленд – 7,8%. В Миссисипи, наоборот, - самый высокий: 21,1%.


Нью-Йорк – единственный штат на северо-востоке США, где показатель бедности превышает средний по стране, но при этом средний доход в Нью-Йорке - выше, чем в среднем по всем Соединенным Штатам. Как вы можете видеть из таблицы, Нью-Йорк - один из тех штатов, где наблюдается самый значительный разрыв в доходах между богатыми и бедными.



Владимир Абаринов: Доклад Бюро переписи населения активно обсуждается экспертами в США. Одна из таких дискуссий прошла в вашингтонском исследовательском Институте Брукингса. Вот мнение сотрудника института Гэри Бартлесса.



Гэри Бартлесс: Прежде всего, хорошая новость состоит в том, что доход на душу населения, а это наилучший показатель благосостояния американцев, вырос в 2006 году на 1,9%. Это самый быстрый рост за период с 1999 года, причем рост этот мы наблюдаем второй год подряд. Доход на душу населения достиг в 2006 году своего наивысшего значения в истории страны.


Средний доход тоже вырос, хотя и меньше - всего на 0,7%. Это меньше, чем в 2005 году, но все-таки - тоже вполне приличный показатель. Средний доход на семью, тем не менее, остается примерно на 2% ниже, чем в 2000 году, на пике экономического роста. И это - не единственная хорошая новость.


Доля людей, живущих за чертой бедности, сократилась на 0,3% или на полмиллиона человек. Доля бедных сократилась во всех этнических группах. По моим подсчетам, доля бедных среди пожилых граждан достигла самого низкого уровня в нашей истории. Сократилась она и для работающих семей, хотя и не так значительно. Интересно, что самое быстрое сокращение доли бедных наблюдается среди иммигрантов.


Менее приятная новость заключается в том, что разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться. По некоторым подсчетам, этот показатель в 2006 году также оказался рекордным. Доходы людей со средним и низким достатком сократились, тогда как доходы богатых - выросли. В целом только те, кто входит в 20% наиболее состоятельных граждан страны, получили в прошлом году рекордно высокие доходы.



Владимир Абаринов: С подробным изложением своих взглядов на проблему бедности выступил мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.



Майкл Блумберг: Прошло 40 лет с тех пор, как Бюро переписи опубликовало свой первый доклад о бедности в Америке. С тех пор мы многое узнали о том, какие методы и средства в борьбе с бедностью работают, а какие нет. К примеру, нам известно, что хорошее образование – один из лучших способов одолеть бедность. Но наши политики по всей стране, в том числе в Нью-Йорке, десятилетиями выбрасывали деньги в трубу – они финансировали школы, не требуя от них никакой ответственности за качество образования. Поколения американцев заплатили за эту безответственность высокую цену.


Наши дети будут жить в мире растущей глобальной экономической конкуренции. Слишком многие из них терпят неудачу. Я не раз говорил, что самое важное гражданское право – это право на хорошее образование. Если у тебя его нет, ты не сможешь в полной мере воспользоваться и другими своими правами...



Владимир Абаринов: Мэр Блумберг считает вредными призывы ограничить иммиграцию в целях борьбы с бедностью.



Майкл Блумберг: Уровень безработицы в нашем городе находится сегодня на самой низкой отметке за всю его историю. В прошлом году он составил 4,9%. А ведь это город, огромную часть населения которого составляют иммигранты, и их количество постоянно растет. Как же удается обеспечить их всех работой? Реальность состоит в том, что приток иммигрантов – это и есть экономический механизм создания рабочих мест. Поэтому, на мой взгляд, любые попытки остановить иммиграцию в эту страну – это одно из самых вредных и непродуманных решений, какое только можно себе представить. У страны просто не будет будущего, если она остановит или ослабит приток иммигрантов. Мы должны укреплять пограничный режим, мы должны решать, кто может въехать в страну, с какой специальностью. Мы должны требовать, чтобы иммигранты учили английский язык, подчинялись законам, мы можем требовать от них многого, но истина заключается в том, что экономическое процветание этой страны основано на постоянном притоке иммигрантов. Так было всегда, с момента основания страны, и мы в Нью-Йорке особенно много выиграли от этого.



Владимир Абаринов: Майкл Блумберг, тем не менее, признает, что обстоятельства бывают сильнее человека и нередко загоняют его в тупик. В такой ситуации без внешней помощи не обойтись.



Майкл Блумберг: В следующем месяце мы начинаем вызывающую немало споров пилотную программу, направленную на стимулирование принятия людьми решений, критически важных для того, чтобы разорвать порочный круг нужды. К примеру, в Нью-Йорке


более четверти миллиона молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет живут ниже уровня бедности. Зачастую они допустили всего один неверный шаг – бросили школу или совершили уголовное преступление – и теперь расплачиваются за него пожизненной бедностью.


На мой взгляд, при правильных стимулах они будут способны принять правильные решения. Это справедливо и для взрослых людей, большинство из которых, так же как и все мы, хотят блага своим семьям и пытаются добиться успеха. Но давайте признаемся самим себе: жизнь порой подвергает нас тяжким испытаниям. Заболел ребенок, выросла арендная плата за жилье, произошел какой-то несчастный случай – и ресурсов справиться с бедой просто не хватает. Но если предоставить эти ресурсы при определенных условиях, люди смогут решить свои проблемы - вместо того, чтобы просто превратиться в жертву обстоятельств.



Владимир Абаринов: Смысл программы Блумберга – в экономическом стимулировании малоимущих граждан.



Майкл Блумберг: Начиная со следующего месяца, мы будем выплачивать пособия из фонда, сформированного за счет средств частных лиц, контрольной группе молодежи и людей среднего возраста, если они, и я хочу подчеркнуть это, предпримут шаги, которые способны разорвать замкнутый круг бедности.



Владимир Абаринов: Вот как будет работать программа.



Майкл Блумберг: К примеру, старшеклассник получит 600 долларов за каждый экзамен, который он успешно сдал, и 50 долларов в месяц - за отличную или хорошую учебу. А взрослый человек будет получать по 150 долларов в месяц за то, что он работает полный рабочий день. Я знаю, чтό вы хотите сказать: почему мы должны платить за то, что люди просто исполняют свою обязанность? Это справедливый вопрос. Но взгляните на дело с иной стороны.


Любая другая программа борьбы с бедностью, которую уже испытали в деле, оказалась неспособной снизить национальный уровень бедности до 11%. Так какие у нас есть варианты? Не делать ничего или слегка подправить прежние, провалившиеся идеи? У нас есть другие возможности, но для того, чтобы реализовать их, надо избавиться от старых стереотипов.



Владимир Абаринов: Это одна из инициатив Майкла Блумберга.