Тед Карпентер: Ошибки Буша в Сиднее не явились чем-то новым и шокирующим

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Андрей Шарый: Центральная фигура на саммите в Сиднее - это американский президент Джордж Буш, как бы не обижались по этому поводу в Кремле. Давайте чуть подробнее поговорим о поведении Джорджа Буша, об ошибках, забавных или иронических, которые он допускает, путая Австралию с Австрией, и о его заявлении, которое многие эксперты восприняли с удивлением, о готовности приехать на открытие следующих Олимпийских игр в Китай, который США критикуют за нарушение прав человека, и на некоторые другие аспекты пребывания американского президента в Австралии. У микрофона корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов. Я попросил его побеседовать с уважаемым американским экспертом на эту тему.



Ян Рунов: Оправдывает ли ожидания форум в Австралии? Каковы его особенности и что явилось неожиданностью? Вот как ответил на эти вопросы вице-президент вашингтонского Института Катона по исследованиям в области обороны и внешней политики США Тед Карпентер.



Тед Карпентер: Пока не было крупных сенсаций на саммите. Его особенностью можно назвать то, что он проходит во время очевидного роста напряжённости в американо-российских отношениях. Сюрпризом явился вопрос президента Южной Кореи президенту Бушу о возможности объединения Южной Кореи с Северной. Буш дал понять, что это зависит от поведения Пхеньяна. Можно считать сюрпризом и совместное американо-китайское заявление по Тайваню, который хочет стать членом ООН.



Ян Рунов: Президент Буш принял приглашение китайской стороны прибыть будущим летом в Пекин на Олимпийские игры. Не противоречит ли это циркулирующим в Вашингтоне разговорам о бойкоте Олимпиады в Китае, где нарушаются права человека?



Тед Карпентер: Буш никогда особенно не прислушивался к мнению более консервативных кругов по поводу политики в отношении Китая. Даже в случае с самолётом-шпионом в 2001 году, когда консервативные круги призывали к конфронтационной политике в отношении Китая, Буш отклонил подобные советы и предпочёл рекомендации Колина Пауэлла, предложившего уладить всё с помощью тихой дипломатии. Буш всегда отдавал предпочтение хорошим, конструктивным отношениям с Китаем, несмотря на то, что это иногда вызывало недовольство как друзей Тайваня в Соединенных Штатах, так и правозащитных организаций.



Ян Рунов: Не наносят ли ущерб имиджу президента США и имиджу самих США вызывающие смех ошибки Буша, путающего Австралию Австрией, АТЭС с ОПЕК и одну дверь с другой?



Тед Карпентер: Что ж, надо признать, что Буш не является знатоком в области географии и международных дел. Это известно давно и его ошибки в Сиднее не явились чем-то новым и шокирующим. Для кого-то другого это могло бы стать скандалом, но не для Буша. Реальность такова, что президент страны не обязательно отличается глубокими знаниями в области международных отношений. Эти знания часто поверхностны. Можно сколько угодно смеяться над ошибками Буша, и первыми смеются над этим сами американцы, в том числе и сам Буш, но Америка всё равно остаётся экономической и военной сверхдержавой.



Ян Рунов: Это был Тед Карпентер, вице-президент Института Катона.