Издан словарь-путеводитель по ГУЛАГу

Сергей Сенинский: В Чехии издан объемный словарь – путеводитель по созданной Советским Союзом лагерной системе – ГУЛАГу. Одним из первых обладателей издания стал президент Чехии Вацлав Клаус, а осуществлена его публикация при поддержке Академии наук и Министерства культуры Чешской Республики. Подробнее о книге под названием «Путеводитель по царству зла» - Владимир Тольц:



Владимир Тольц: Вышедший в год, когда в России отмечают 70-ю годовщину Большого террора, монументальный (в 7 с половиной сотен страниц) терминологический и топографический словарь «Путеводитель по царству зла» впервые дает чешскому читателю общее представление о гиганте «Архипелага ГУЛаг», раскинувшегося от Чукотки аж до «границы Одер – Нейсе». Это более чем 2100 концентрационных, «исправительно-трудовых», фильтрационных и иных лагерей (в том числе лагерей для военнопленных, интернированных и «специальных» колоний), периода с 1920-х по 1960-е годы в Советском Союзе и созданных в 1939-м- 1950-х годах и управляемых при его участии лагерей и тюрем в Восточной Европе.


Почему Вы взялись за эту монументальную работу? – спрашиваю я у автора и составителя этого справочного издания Владимира Быстрова.



Владимир Быстров: Потому что я сталкивался с вопросом о репрессиях Советского Союза в отношении к чехословацким гражданам или граждан бывшей Чехословакии. Я перевел некоторые книги. Я все больше и больше осознавал, что у нас в Чехии, а наверное, во всей Европе, нет действительно соображения, что такое ГУЛАГ. Все это измеряют или сравнивают с опытом нацистских концлагерей. Их было 16-20 тщательно организованных, их архивы совершенно точны, их можно сегодня найти. То, что гулаговских лагерей было не 16 и не 20 – это уже выходит за пределы соображения и вообще возможности себе представить это. То, что это находилось часто на территориях, которые крупнее Франции – это уже следующая какая-то невероятная вещь. И то, что это было не в одном куске страны, называемой Советский Союз, но было по всей, от востока на запад – это тоже никто не знает. И в этом отношении я подумал, что надо попробовать дать чешскому читателю или интересующемуся чешскому обществу какое-то представление, что это было, какая это была система, какое-то это было животное.



Владимир Тольц: Чешский историк, журналист и переводчик Владимир Быстров, по отцу, - этнический русский. Эмигрировавший из России отец Владимира Николаевича в 1920-е годы был связан с «Крестьянской партией» Сергея Маслова. В 1945-м Николая Быстрова в Праге арестовал СМЕРШ.



Владимир Быстров: Мой отец прошел ГУЛАГ, будучи чехословацким гражданином, будучи работником чехословацкого МИДа, все равно из-за своего русского происхождения и из-за участия в антисоветской организации в 20-е годы в Чехословакии. Просто был 10 лет в ГУЛАГе, но, на счастье, вернулся. Из Чехословакии было похищено около тысячи человек, вернулось около 80-ти. Это такая очень продуктивная была работа ГУЛАГа.



Владимир Тольц: По признанию Владимира Быстрова, это «семейное обстоятельство» не могло не сказаться на выборе темы его последней публикации. В документах ГУЛАГа, использованных Быстровым при составлении его «Путеводителя», я наткнулся на справку спецотдела одного из лагерей – Речлага, составленную в 1953 г., уже после смерти Сталина и ареста Берия. Документ повествовал о заключенных – иностранцах или же, так или иначе (часто – фантазией следователя) с ними связанных лиц, содержавшихся в одном лишь этом лагере. Среди них и та категория узников, кого, как отца Владимира Николаевича насильственно вывезли из восточной Европы. Итак, на 1 августа 1953 г. в составе зека Речного лагеря, в котором в ту пору находилось 38 с половиной тысяч заключенных, числились:



ШПИОНЫ – 2964 человека


В том числе:


США – 1062 человек


Англии –422

Турции – 19


Франции –121


Германии –1062


Венгрии, Чехословакии - 6


Бывших Латвии, Литвы, Эстонии –9


БЕЛОЭМИГРАНТЫ – 53 человека


УЧАСТНИКИ ДРУГИХ АНТИСОВЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРУПП –2631 человек


ЛИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ОПАСНОСТЬ ПО АНТИСОВЕТСКИМ СВЯЗЯМ И ВРАЖЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 13263 ЧЕЛОВЕКА


В том числе:


уход за границу и на сторону противника с антисоветскими целями –550


перебежчики из-за границы с невыясненными целями – 4


социально опасные по связям иноразведчиками –204


социально опасные по другим антисоветским связям – 3862


социально опасные по своему прошлому – 34



Владимир Тольц: У тех, кто знаком с «Архипелагом ГУЛАГ», Александра Солженицына, с исследованиями Жака Росси и Энн Эпплбаум, к примеру, описываемая в чешском справочнике советская лагерная топография – от Абакана до Яваса – на слуху. А вот сведения по Восточной Европе, например, по Чехословакии, где после окончания Второй мировой войны было организованы 1215 лагерей для интернированных, а также 846 исправительных и для принудительных работ, в том числе на урановых рудниках в Яхимове и Пржибраме, эти сведения для многих – впечатляющая как величиной, так и деталями новость. Особо выделяет Владимир Быстров организованные СМЕРШем сборные лагеря, вход в один из которых, на Летне, в Праге, украшала гостеприимная надпись по-русски «Добро пожаловать!».



Владимир Быстров: В Праге есть такая площадь на Летне, рядом с Министерством внутренних дел, место, где вчера проходили военные парады при коммунистическом строе. Во время 30-40-х годов там стояла церковь. И потом снесли церковь. Там был создан лагерь для офицеров. Это был лагерь для лиц, которые подвергались уполномоченному Совета министров по делам репатриации советских граждан в Советский Союз. Туда брали тех, кого не успели прямо увезти отсюда органами НКВД. Туда брали еще в 50-е годы советских граждан, например, жен, которые работали в Германии и не хотели возвращаться, вышли замуж, получили гражданство. До 48-го года их никто не трогал, или, лучше сказать, защищало чехословацкое правительство, после 48-го года их уже никто не мог защитить. Были там люди, беженцы из Закарпатской Украины, которая до 45-го года формально была составной частью Чехословакии. То есть эти лагеря существовали долго. Потом существовали в Германии долго, были люди, которые были увезены или похищены из Праги. Известный русский историк Николай Андреев, которого увезли, он застрял в каком-то берлинском лагере НКВД, прожил до 53-го года. Потом его хотели передать в Чехословакию, он удрал на Запад.



Владимир Тольц: Николаю Андрееву повезло. Сбежав, он уцелел и стал профессором истории в Оксфорде. Его дочь – Катя,- которую я знаю, унаследовала специальность и профессорское звание отца. А вот дети многих из тех, кого вывезли в советский ГУЛаг из Праги, Софии, Варшавы, Веймара и других европейских городов, не могут найти даже могил своих родителей.


Скажите, - спрашиваю я Владимира Быстрова, - представившего чешскому читателю новую панорамную картину социалистического лагеря и его ГУЛАГа, Вы будете продолжать разработку этой темы?



Владимир Быстров: Нет.



Владимир Тольц: Почему?



Владимир Быстров: Потому что страшно.