Днем с огнем. Тонино Гуэрра привез в Москву «Лантерны Толстого»

Тонино Гуэрра на своей выставке «Лантерны Толстого» в Музее личных коллекций

В Москву приехал прославленный итальянский киносценарист и художник Тонино Гуэрра. В Музее личных коллекций открылась выставка его работ «Лантерны Толстого». Импульсом для создания скульптур стало посещение автором Ясной Поляны, а сюжеты большинства коллажей навеяны Арменией.


Лантерна — итальянское название фонаря. Толстой — знаковое для русской культуры имя. Однажды Тонино Гуэрра приехал поклониться могиле Льва Толстого, а затем оказался на той железнодорожной станции, что связана с последним путешествием писателя. Там автора сценариев к фильмам «Амаркорд» (Amarcord), «И корабль плывет…» (E la nave va) и многим другим шедеврам заворожил один предмет — граненый старинный фонарь, какими пользовались станционные смотрители. Его контуры угадываются во всех представленных на выставке фонарях-скульптурах, выкованных по эскизам Тонино Гуэрра. Почти в человеческий рост, странно изогнутые, словно поплывшие, они одновременно напоминают также человеческие фигуры, птиц и архитектурные сооружения. По словам Тонино Гуэрра, и в фильмах, и в изобразительном искусстве он ценит именно тайну и недосказанность.


Впервые посетивший Россию 30 лет назад и с тех пор неоднократно приезжавший в страну, Тонино Гуэрра так объясняет свое обращение к Толстому: «Многие годы люди могут писать и думать, потому что были Толстой и Достоевский. Они дали направление человеческой мысли на века. Чем человек становится старше, тем больше он сужает свой взгляд и смотрит как бы через окошко. Сейчас этим окошком для меня в русскую литературу стал Мандельштам».


Помимо «Лантерн Толстого», на выставку в Музей личных коллекций Гуэрра привез графику и коллажи: «На мои коллажи мощно повлияло путешествие в Армению. Я был другом Параджанова. Наша первая встреча — "Проходите, проходите", — сказал Параджанов. Потом: "Дайте мне руку, побежали, скорей!". И мы остановились в маленьком переулке, где асфальтом заливали старые булыжники. Он потащил меня прощаться с этими булыжниками. В Ереване сейчас сделан грандиозный музей Параджанова. В его коллажах я увидел такую фантазию, которая толкает куда-то, ведет за собой. Так возник вот этот мой способ что-то рисовать, что-то делать».


Ну а что же станут освещать фонари Гуэрра по окончании выставки? Художник мечтает, чтобы лантерны Толстого поплыли на плотах по какому-нибудь озеру. Если это удастся, завораживающее будет зрелище!