Юрий Вачнадзе: «Культура по стойке смирно»

Расхожий стереотип в испорченных взаимоотношениях двух государств – это сохранение культурных связей: мол, мы люди цивильные, современные, не путаем государственные интересы с дружбой народов, всегда останемся друзьями и, главное – вне политики.


Часто это было лицемерием, но иногда так и происходило. Достаточно вспомнить эпоху холодной войны. В СССР на гастроли из Америки приезжали не только классические музыканты – такие как пианист Владимир Горовиц или скрипач Айзек Стерн, но и идеологически сомнительный джаз-бэнд Дюка Эллингтона. В муках (не творческих), но все же добывалось на уровне Политбюро разрешение на победу Вэна Клайберна в конкурсе имени Чайковского. В Соединенных Штатах выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, ансамбль Моисеева. Большое искусство – вид народной дипломатии – приходило на подмогу обессилевшей политике.


Сейчас, судя по всем признакам, грузинско-российские взаимоотношения походят на холодную войну. Впрочем, между Америкой и СССР худо-бедно хотя бы осуществлялись регулярные пассажирские авиарейсы, а нынешние деятели культуры и спортсмены, если и летают из Грузии в Россию или в обратном направлении, то только через Киев, Минск, Стамбул – хорошо, есть варианты.


В Тбилиси недавно выступали Иосиф Кобзон, Анжелика Варум, Александр Филиппенко; в России постоянно гастролируют Нани Брегвадзе и Вахтанг Кикабидзе. Однако на сей раз политика откровенно мешает искусству: под давлением руководства обеих стран формируется двойной стандарт, зачастую в бездарном исполнении талантливых артистов.


Изливающийся в любви к грузинам Кобзон на вопрос журналистов, как следует расценивать его активное участие в торжественном концерте в Сухуми по случаю дня независимости самопровозглашённой Абхазии, отреагировал раздражённо: "На этот вопрос отвечать не буду".


На состоявшемся в Москве товарищеском футбольном матче ветеранов России и Грузии, посвящённом памяти выдающихся комментаторов и артистов Николая Озерова и Котэ Махарадзе, мэр Юрий Лужков провозгласил здравицу в честь России (на русском) и Грузии (на грузинском) и за нерушимую дружбу обоих народов. Опять-таки на вопрос журналистов, приглашены ли в Москву на празднование дня города руководители сепаратистских правительств Абхазии и Южной Осетии, московский мэр ответил, что не помнит, и присовокупил пару невнятных фраз относительно гуманитарной помощи московского правительства сепаратистам.


Через несколько дней на праздничной церемонии, по сообщениям прессы, эти самые руководители – Сергей Багапш и Эдуард Кокойты – сидели чуть ли не прямо за российским президентом. Грузинский президент не остался в долгу: Михаил Саакашвили публично осудил прославленных ветеранов грузинского футбола за участие в матче и заодно запретил известным артистам, в том числе Брегвадзе и Кикабидзе, поездку на запланированную в октябре грузинской общиной Москвы декаду грузинского искусства. Спортсмены в ответ интеллигентно промолчали, зато артисты, взяв под козырёк, дружно сказали "Есть!" Похоже, народная дипломатия вчистую проиграла государственной политике.