Человек мира. В Москве прошло прощание с Марком Вайлем

Марк Вайль

В Москве прошла гражданская панихида по основателю и руководителю ташкентского театра «Ильхом», одному из самых известных современных режиссеров, Марку Вайлю, убитому в Ташкенте в собственном подъезде. Согласно желанию родственников, Марк Вайль будет похоронен в США. Как сообщает Информационное агентство Фергана.Ру, официальные узбекские СМИ никак не отреагировали на убийство второго по известности в мире (после президента Каримова) жителя Узбекистана.


О том, как театральная Москва прощалась с Марком Вайлем в Театре Наций я беседую с композитором Артуром Байдо́.


— Огромное спасибо Театру Наций, и театру Моссовета, и Дому соотечественников, которые помогли провести эту панихиду, потому что то количество народа, которое пришло сюда попрощаться с Марком Вайлем, не могло вместить небольшое какое-то помещение. Некоторое количество народа оставалось снаружи, а потом плавно переходило наверх, на второй этаж, на открытое пространство площадки фойе. Там проходила основная часть панихиды. Люди, которые находились там, очень тепло, очень сердечно высказывались о том, каким был Марк Вайль. Атмосфера была очень теплой и очень искренней, очень настоящей.


— Может быть, кто-то из актеров его театра успел прилететь из Ташкента?
— Все актеры, которые находились на панихиде вчера в Ташкенте, там и остались, потому что там начался новый театральный сезон. Актеры не могли покидать, естественно, театр. Это одна из главных задач, которая должна была остаться, — театр должен действовать. Было очень много людей, которые очень тесно связаны с театром, прошли творческую начальную, скажем, стадию развития, выросли на работе как бы театра «Ильхом». Очень много актеров театра «Ильхом» пришли попрощаться с Марком. Были представители узбекского посольства, театральный представитель Ганноверского театра. Он приехал специально из Германии на панихиду. Были представители из германского посольства. Было очень много людей и известных, и интересных, и всех, которые были тесно связаны с театром, которые были просто, может быть, знакомы с ним, дружили с Марком.
Главное, что проскальзывало во всех, соответственно, словах, — это то, что из жизни ушел не просто человек, а человек эпоха. Невозможно было сказать, что это человек театра «Ильхом». Это человек мира. Потому что и в Москве его работы по сей день идут, театр активно гастролировал за границей, очень много постановок продолжают жить. Все понимали только одно, что это связано с уходом человека, который имел огромное значение для культуры и Узбекистана, и России, и просто всего мира.


— Сейчас в некоторых средствах массовой информации рассматриваются какие-то политические мотивы его убийства.
— Версий много, как вы понимаете. Это могут быть и политические версии и версии, связанные с тем, что театр всегда был очень свободным, свободолюбивым. Искусство само по себе, как средство выразительности, возможности воздействия на зрителя, несет такую на себе ответственность и нагрузку. Поэтому рассматривать сейчас в этой ситуации, было бы в какой-то степени, с одной стороны, верным, а, с другой стороны, жизнь — это такая штука. Марк Вайль всегда говорил, что она может быть очень хаотичной и по-разному развиваться.


— Известно, что последними словами Марка Вайля были те, что он хотел увидеть «Орестею» на сцене театра.
— Да. Она идет в театре «Ильхом». И этот сезон начался именно с этого спектакля.