В районе, прилегающем к Красной площади, появится музейный квартал

Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Арслан Саидов: Государственный исторический музей начал реставрационно-ремонтные работы в здании бывшего Музея Ленина. Здесь планируют разместить экспозицию истории XX века. Со временем в районе, прилегающем к Красной площади, возникнет целый музейный квартал.



Лиля Пальвелева: Снаружи здание, некогда построенное для Московской городской Думы и после отведенное под Музей Ленина, - это такой нарядный дворец-пряник, возведенный в том же псевдорусском стиле, что и соседний Исторический музей. Внутри - невыносимо казенные интерьеры. Залы главного идеологического советского музея, посвященного вождю мирового пролетариата, не могли быть выдержаны ни в каком ином стиле, кроме как в стиле «сталинский ампир».


После долгих споров, здание отдали Историческому музею, и теперь, сообщает его генеральный директор Александр Шкурко, наконец, в пустующем уже долгие годы доме начат ремонт.



Александр Шкурко: Проведены такие проектно-изыскательские, инженерные работы, установлено состояние фундаментов. Это первое, что беспокоит всегда, потому что когда зданию 130 лет и вокруг столько строительства... К счастью, прочность конструкций достаточно хорошая, нет трещин каких-то сильных, рассекающих. Поэтому есть задача укрепления фундаментов, но она решаемая вполне такими простыми, в общем, способами. Во-вторых, начаты подготовительные работы. Потому что некоторые элементы за эти 100 с лишним лет в планировке, они изменились. А наш принцип - стремиться восстановить исторические здания в их первоначальном виде. Там, скажем, были арки, затем они были заложены, мы их тут будем раскрывать и уже начали эту работу. Плюс к этому у этого здания в свое время был подвальный этаж, который, по неизвестным для нас причинам, я думаю, что это еще произошло в начале XX века, был засыпан. Понятно, наверное, почему. Когда построили здание в 1893 году, по-моему, там находились печи большие, откуда теплый воздух шел по каналам, затем, когда перешли на центральное отопление, видимо, все это стало не нужно, как полагают, что не нужно, развалиться. И, короче говоря, этот подвал, а может быть, и было подтопление водой грунтовой, его засыпали землей.



Лиля Пальвелева: Для любого крупного музея каждый лишний квадратный метр бесценен, а тут - огромные подвалы! Александр Шкурко просто светится счастьем, рассказывая, как музей намерен распорядиться новыми площадями.



Александр Шкурко: Примерно уже на одну треть подвалы очищены от этих всех заполнений. Как раз в них-то начаты работы по укреплению фундаментов. И затем эти подвалы будут использовать, прежде всего, для тех же инженерных систем, но не калориферных печей, а наоборот, наверное, установок для кондиционирования воздуха, для вентиляции. Мы хотим совместить там и хранение коллекций, нам надо вывезти коллекции из ряда таких церковных культовых памятников в Москве, из Крутицкого подворья, отчасти из Новодевичьего монастыря.



Лиля Пальвелева: Это вы рассказали про здание. А что здесь будет, какой период истории?



Александр Шкурко: Что касается истории России XX века, которая совершенно неизбежно должна вытекать, если уж музей национальный и представляет историю с древнейших времен, то он должен включать в себя и последующие века, а не завершаться на XIX веке, то для этого нам нужно осуществить новый павильон внутри внутреннего двора этого здания. Не только потому, что нам не хватает вообще площадей, но потому, что современную экспозицию втискивать в старые, совершенно архитектурные какие-то пространства очень трудно. Для этого нужно иметь единое поле пространственное и в нем уже архитекторам и дизайнерам музейным пытаться построить это новое по образцу и по содержанию экспозиционное решение. Архитекторы в концепции и этого здания, и прилегающих зданий предусматривают перекрытие тут нескольких внутренних дворов. Соответственно, в этом дворе, который не имеет самостоятельной архитектурной ценности, сделать этот павильон для экспозиции по истории XX века. Он будет сверху перекрыт кровлей, фасады прилегающих зданий мы, наверное, не будем искажать никакими штукатурками, просто в тех случаях, когда эти фасады из требований экспозиции надо будет закрыть, они будут закрываться какими-то декоративными плоскостями. В тех случаях, когда не будет такой необходимости, наоборот, надо будет как бы историческую среду какую-то представить, они будут даже прозрачными, ну, через какие-то стеклянные покрытия.



Лиля Пальвелева: Такое бережное отношение к исторической застройке по нынешним временам - большая редкость.