Став вторым номером в списке «Яблока» правозащитник Сергей Ковалев, остается диссидентом – точным и бескомпромиссным в своих оценках.
Нынешний режим в России напоминает советский? Сейчас лучше, хуже?
В каком-то смысле ситуация в стране лучше, мы живем не в Советском Союзе. Но вот мы с вами так говорим, я и прежде так говорил, но вы понимаете, мне это стоило 10 лет, на самом деле 13, если точно все считать, посчитать еще и высылку. А сейчас я уверен, что ничего подобного не будет. Вряд ли «замочат», как Анну Степановну (Политковскую. – РС) в подъезде, и уж тем более полоний не станут тратить. Вот есть разница.
А в некотором смысле ситуация хуже. Потому что нынешняя кремлевская команда вся, между прочим, из КГБ. Все принимающие решение люди оттуда или той идеологии, той концепции государственности. И эта команда действует целенаправленно и очень эффективно. Это модифицированная советская ситуация, очень удачно и успешно модифицированная.
Пожалуйста, в Советском Союзе вопрос цензуры решался просто – был комитет по цензуре, Главлит небезызвестный, государственный орган цензуры. Теперь органа нет, а цензура есть. Спросите у ваших коллег-журналистов, есть цензура? Есть.
То же самое с судом. Суд отличается от советского сейчас, он было приподнялся с колен, а потом рухнул назад, в советское прошлое. Он такой же служивый, только одним отличается: раньше суд не мздоимствовал так, как сейчас, а сейчас знают таксы. Потенциальные клиенты знают, сколько надо отслюнить бабок. Извините меня за мой жаргон, он соответствует тематике. И прочее, таких примеров можно приводить, сколько угодно.
Давайте кончим на одном ярчайшем примере.
Абсолютно голый мужчина наедине с женщиной тоже абсолютно голой и громкая музыка играет. А подальше от места, где он с ней уединился, стоит караул. Потом женщина оказывается задушенной, и этот мужчина своим подчиненным приказывает прикопать ее в лесу. И это есть в материалах дела.
Теперь вопрос вам: вы поверите, что он ее допрашивал?
Вы можете в это поверить, что он голый голую под музыку допрашивал?
Вряд ли.
А наш суд верит. И это публично.
Я говорю о полковнике Буданове. Заметьте, не за изнасилование сидит. Он допрашивал снайпершу, а потом она угрожала его жизни, и борьба была такой ожесточенной, что они оказались голыми.
И вот это все проходит в суде. О большем позоре можно говорить? По-моему, нельзя.
Сергей Ковалев не питает иллюзий и насчет выборов. Но он считает, что на базе «Яблока» может появиться интеллектуальный центр настоящей оппозиции, аналогичный польскому КОС-КОР времен «Солидарности».
Победила ведь «Солидарность» не выборами. Думаю, что и мы здесь не выборами победим. Уж если на то пошло, вероятность того, что «Яблоко» преодолеет 7%, кажется мне исчезающе малой. Что гораздо хуже еще – эта вероятность от «Яблока» практически не зависит. То есть чуть-чуть, совсем чуть-чуть. Эта вероятность определяется вовсе не нами. Тем не менее, так же как в 60-80-е годы, я думаю, что надо вести себя, как это полагается демократической парламентской партии. То есть не партии вели себя так, а известные вам лица.
Когда мы обращались с протестами в, например, президиум Верховного Совета СССР, ни на секунду, даже в самом первом моем протесте, я не на секунду не предполагал, что что-нибудь будет принято кем-нибудь во внимание. Тем не менее, история показала, что эти шевеления странным образом оказались не совсем безрезультатными.
Я полагаю, что выборы – это один из способов. Это демократическая парламентская партия, вот она, строго придерживаясь закона, участвует в выборах. Многие имеют надежду, что 7% будут за спиной. Посмотрим. Буду рад ошибиться.
Думаю, что возможны самые разные варианты. Например, абсолютно унизительно вам сделают 0,71%, чтобы показать – вот ваше место. Это нисколько меня не смущает. Это предвыборная кампания, это возможность что-то донести до наших сограждан. Неравная возможность. Я рассчитываю на то, что это шаг к «Солидарности».
Слава богу, если «Яблоко», выиграв или проиграв эти выборы, стало бы некоторым аналогом КОС-КОРа [ Возникший в 70-х в Польше Комитет защиты работников(Komitet Obrony Robotników) переименованный позднее в Комитет социальной защиты((Komitet Samoobrony Społecznej). ] Вот ведь «Солидарность» сама по себе ничего бы не сделала, если бы не было КОС-КОРа.
Когда в обществе появляется КОС-КОР, тогда есть шансы возникнуть и «Солидарности». И тогда победа «Солидарности». На самом деле изменение государственного устройства определяется вовсе не выборами, оно закрепляется в выборах, оно определяется «круглым столом», на котором говорят соответствующей власти: «Позвольте вам выйти вон!»
Сергей Адамович, но для того, чтобы сказать «позвольте выйти вон», надо сказать: вы сначала не уходите от вопроса о личной ответственности президента Путина и его окружения. Лидеры партии, чувствуется, даже на съезде себя цензурируют в этом вопросе.
Я никогда не отличался тактическим искусством или чем-то в этом роде. Те, кто им обладают, и должны его использовать. О личной ответственности? Пожалуйста, вы спрашиваете меня, несет ли Путин личную ответственность за то, что происходит в стране? Еще как – абсолютно точно говорю.
А что бы я сделал бы, если бы ему было указано на дверь? Я не знаю, я бы разговаривал с юристами. Может быть, ему должны были быть предъявлены обвинения, почему нет?
В чем?
Пожалуйста, давайте вспомним, например, «Норд-Ост». Как вы думаете, была ли санкция господина Путина на применение газа известного? Я тоже не сомневаюсь. И вы полагаете, что в этом решении нет состава уголовного преступления?
Вот в этом я сильно сомневаюсь.