Небоскребу «Россия» «необязательно быть таким антирусским»

Небоскреб задавит все свое окружение вплоть до Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя, говорят эксперты

В Москве заложен первый камень в основание башни «Россия», самого высокого здания в Европе. Но еще несколько лет, до 2012 года, когда строительство 600-метровой «России» закончится, самым высоким зданием в Европе останется офис Commerzbank во Франкфурте. Его архитектором был Норман Фостер. Он же спроектировал «Россию».


Впервые проект башни был показан в Москве в прошлом году на выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина «Пространство и время». Архитектор, построивший мост «Миллениум Бридж» в Лондоне, крупнейший аэропорт мира в Пекине и знаменитую башню «Херст» в Нью-Йорке предложил свой новый проект небоскреба. А точнее компания FOSTER&PARTNERS согласовала с московскими властями его строительство. Реализация проекта потребует более 1,5 миллиардов долларов инвестиций.


Башня будет находиться в пяти километрах от Кремля. Выделенный участок имеет форму треугольника, как и сама башня, которая по мере подъема будет сужаться. Три ее грани обеспечат максимальную устойчивость здания. Для апартаментов, отелей и офисов предполагаются три отдельных входа. Плюс - прямой выход к метро. Главная особенность – это то, что три подземных этажа, где будут находиться торговые помещения, будут соединены переходом с центральной частью делового центра Москва-Сити.


Норман Фостер признается, что из всего, что построил, ему больше всего удалась крыша башни в Лондоне, известной под названием «Дом огурец». На ней оборудована зеленая зона отдыха для людей. А в проекте башни «Россия» автор больше всего доволен смотровой площадкой, которая будет занимать семь верхних этажей: «Думаю, что башня деликатно впишется в московскую панораму. К тому же Москва довольно серая, а башня будет светиться яркими цветами и, на мой взгляд, украсит городской ландшафт. Пожалуй, проект будет одним из самых интересных в моей жизни», - сказал он в интервью РС.


Изначально закладка первого камня планировалась на 12 июня - День России. Но церемонию перенесли на сентябрь, также как несколько раз, начиная с 1994 года, башня меняла адрес. Сначала ее планировали построить в самом центре Москва-Сити, но в этом случае она закрыла бы собой комплекс зданий мэрии и Мосгордумы. Поэтому высотку по предложению Москомархитектуры передвинули ближе к Третьему транспортному кольцу.


Проект Москва-Сити задумывался еще около 20 лет назад. Тогда главным идеологом проекта был архитектор Борис Тхор. Очевидно, что новый район активно повлияет на облик города. А вот как - пока сказать трудно. Многие считают, что здания, созданные лордом Фостером в исторической застройке Лондона, Франкфурта или Нью-Йорка ее не уничтожают. Другие говорят, что архитектору удастся и реконструкция «Новой Голландии» в Питере. Но для некоторых это «еще один пугающий проект Фостера». Противники небоскребов говорят о возможной гибели московской исторической застройки и называют строительство «России» гигантской аферой века, имея в виду репутацию заказчика фостеровских проектов Шалвы Чигиринского. По мнению критиков, иностранец не может знать российской специфики, а башня делового центра со знаковым именем так «навернется» на хлипком московском грунте, что апокалипсис обеспечен.


О том, впишется ли башня в московский ландшафт, своим мнением с РС поделился архитектор, руководитель одной из московских архитектурно-проектных мастерских Андрей Коссинский:
- В 40-х годах прошлого столетия в Москве собирались строить Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя. Этот дворец должен был быть 420-метровой высоты. Его было даже начали строить, но по каким-то причинам не достроили. При этом понимали уже тогда, что статуя Ленина 100-метровой высоты, вознесенная на высоту 320 метров, больше чем полгода будет закрыта облаками. И никто из москвичей ее видеть не будет. Я боюсь, что эту 600-метровая башню постигнет точно такая же участь. Она будет закрыта ровно на половину облаками. Может быть, это и на пользу. Потому что в яркие солнечные дни, когда будет видна вся эта композиция, я убежден, что она задавит все окружение свое вплоть до Собора Василия Блаженного, Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, да и всего Кремля в целом.
Мне представляется, что сейчас совершается какая-то очень крупная культурологическая и градостроительная ошибка. Потому что для города Москвы совершенно не свойственны подобного рода гигантские размеры и подобного рода композиции. Эта металлическая конструкция трудно сказать, насколько она украсит Москву, в окружении таких высоток как университет, как дом на Смоленской. Никто не сказал, что его обязательно нужно тянуть на такую совершенно немыслимую высоту вверх. Он мог бы быть и интереснее, и ниже, и выразительнее, и красивее, и не менее вместительным. Транспортные потоки, которые он вызовет, они создадут и усилят и без того немыслимые пробки. Решение этого вопроса, наверное, можно найти, но оно безумно трудное.
Я повторю, его можно построить там, но ему совершенно необязательно быть таким сухо-степенным металлическим, таким абсолютно антирусским, антирусской архитектуры. По-моему, все, что Норман Фостер делает, это, в общем, наверное, не архитектура. Это какие-то сложные, интересные, красивые, я не спорю, но это какие-то инженерные сооружения. Его здание в Гонконге - это какая-то ферма, поставленная вертикально. Ведь должно быть какое-то душевное тепло. Вот душевного тепла в его работах я, в общем, не вижу.