Председатель Комитета по законодательству Государственной думы Павел Крашенинников полагает, что на членов правительства не распространяется закон «О государственной гражданской службе», запрещающий близким родственникам или свойственникам занимать должности, связанные с непосредственным подчинением одного другому.
- Павел Владимирович, в новом российском правительстве есть близкие родственники. По вашим наблюдениям, не противоречит ли это законодательству?
- Государственными служащими являются лица, занимающие государственную должность вплоть до первого заместителя министра. Статус членов правительства регулируется законом «О правительстве Российской Федерации». Но даже дело не в этом. Нет прямой подчиненности. Министр промышленности не подчиняется министру здравоохранения, ни наоборот. То же самое касается председателя правительства и министра обороны. В соответствии с законом «О правительстве» министр обороны непосредственно подчиняется президенту Российской Федерации. Никаких проблем с точки зрения законодательства не вижу.
- Тем не менее, в цивилизованных странах стараются подобных ситуаций избегать. Как вы думаете, почему?
- По-моему, все-таки такие ситуация были. Мне не хочется Соединенные Штаты приводить. Когда Буш-старший был президентом, два Буша были губернаторами, и один из них стал президентом. По-моему, такие ситуации все-таки бывали и в демократических государствах. По-моему, во Франции такая ситуация была. И в России такая ситуация была: когда Борис Николаевич работал, Татьяна Борисовна была непосредственным советником. В данном случае у меня есть твердая уверенность в том, что все эти граждане очень профессиональные. Мы не можем нарушать права по национальному признаку, по расовому признаку или по признаку религии и уж тем более по тому, что граждане находятся в каких-то родственных связях.
- А как вы полагаете, насколько это этично?
- И господин Христенко, и госпожа Голикова работали в правительстве уже достаточно много лет. И говорить о том, что как-то кто-то кого-то там вытаскивал, просто не приходится. Министр обороны, вы также знаете, что он появился немножко раньше, чем председатель правительства, на должности. Более того, он даже пытался подать в отставку, но президент эту отставку не принял.