«Гаврош». Фестиваль детских театров России и Франции

Фестиваль «Гаврош» пройдет с 28 сентября по 7 октября

28 сентября на сцене московского Театра клоунады Терезы Дуровой открывается российско-французский фестиваль детских театров. Он называется «Гаврош».


В программе фестиваля — спектакли из России и Франции самых разных жанров, от балетных до кукольных, и поставлены они в расчете на разный возраст — от трех до шестнадцати лет. Причем, Россия представлена не одной Москвой, отнюдь, в афише — спектакли из Зеленограда, Нижнего Новгорода, Мариинска и Нюрбы. Вообще, этот якутский город уже несколько лет считается одним из самых театральных городов России , его спектакли (и для взрослых тоже) постоянно номинируются на премию «Золотая Маска».


Озадачивает разве что название фестиваля. Сознательно ли организаторы фестиваля уподобили состояние детского театра маленькому, героическому, обреченному на смерть, беспризорнику из романа Виктора Гюго «Отверженные»? На мой вопрос отвечает театральный критик, один из руководителей фестиваля Марина Райкина: «Поскольку это фестиваль русских и французских спектаклей для детей, и они встречаются на русской территории, мы, естественно, решили дать название французское. Стали думать, кто у нас герой, какой мальчишка французский? Это Гаврош. Он такой дерзкий, такой нахальный, такой маленький, такой смешной. Он уже стал символом дерзости, такой непредсказуемости, в определенном смысле авантюризма, но такого позитивного начала».


— Какова задача этого фестиваля?
— Задача этого фестиваля очень простая. Нет фестивалей детских спектаклей. То есть они как бы по стране идут, но в Москве не было. Можно пойти по принципу братской могилы — собрать один немецкий, один французский, один русский, один итальянский. А решили структурировать эту идею и сделать российские и французские спектакли. Почувствовать разницу. Потому что мы знаем, как ставятся спектакли, какие ставятся спектакли для детей в Москве и в России, и мы не знаем, какие ставятся спектакли для детей во Франции. Мы постарались, формируя программу отобрать разные спектакли, которые показывают разный подход, и для нас это было несколько удивительно. С нашей точки зрения, даже в чем-то несколько опасно. Эксперимент есть эксперимент, и он должен принести какие-то результаты. Но судя по тому, как, с какой интенсивностью раскуплены билеты, эта идея востребована.


— Марина, а в чем опасность?
— Опасность — в нетабуированности тем. Например, у нас есть спектакль, который рассказывает о смерти. Мальчик и девочка ищут умерших родителей. Это марионеточный спектакль с очень серьезными музыкантами, живой звук идет. Они рассказывают о смерти. Спектакль очень светлый, он притчевый. Я не знаю, как его воспримут. Для меня это риск будет — может быть, детям нельзя говорить о смерти...


Опасения напрасны. Главным спектаклем для многих детей в течение долгих лет оставалась «Синяя птица» Метерлинка во МХАТе. По сюжету дети отправляются в дальнее странствие не столько ради синей птицы, сколько ради встречи с покойными бабушкой и дедушкой.