Страсбург: чеченский правозащитник намерен голодать до конца

Саид-Эмин Ибрагимов умирает от голода, протестуя против позиции Совета Европы по чеченскому вопросу



Сразу после выступления Патриарха на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге 2 октября выступил чеченский юрист и правозащитник Саид-Эмин Ибрагимов. Месяц назад он начал новую бессрочную голодовку, протестуя против молчания Совета Европы по чеченскому вопросу – и подтвердил в своем выступлении, что намерен умереть голодной смертью. В ПАСЕ рассматривают его голодовку как шантаж.

Ибрагимов – беженец, бывший министр связи в правительстве Дудаева, профессиональный юрист, долгое время проработавший в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге. По его собственным словам, он отчаялся ждать от Запада конкретных действий, направленных на разрешение ситуации в Чечне, и, несмотря на уговоры многих единомышленников не прибегать к радикальным методам, вот уже более месяца не прекращает голодовки. Ибрагимов требовал дать ему письменное обязательство о том, что Совет Европы перейдет к юридическому рассмотрению чеченского вопроса со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями, либо юридически мотивированно докажет, что это не входит в международные обязательства. Ибрагимов готов был прекратить голодовку, как только получит любой письменный ответ. Не получив никакого письменного ответа от Совета Европы, чеченский правозащитник объявил во вторник, что намерен умереть голодной смертью. В Совете Европы рассматривают его голодовку как шантаж.


Рассказывает правозащитница Лариса Володимерова, которая часто навещает Ибрагимова и несколько раз встречалась от его имени с представителями Совета Европы и Европарламента: «Первый раз я приехала в Страсбург 3 сентября, это был третий день голодовки Саид-Эмина Ибрагимова. Он сумел встретить меня на машине, еще держался, хотя на четвертый день у голодающих обычно ломаются ногти, через неделю начинают выпадать волосы, пломбы, а на третьей неделе – крошиться зубы, судороги происходят. И когда я приехала сейчас, 25 сентября, в Страсбург, то я вообще не могла узнать Саид-Эмина, потому что он был чемпионом Европы по боксу, и до последнего времени, несмотря на то, что у него было столько голодовок и такие тяжелейшие ранения, он бегал каждое утро по 10 километров. За первые три недели голодовки он похудел на 17 килограммов. В этот раз он оставил официальное письмо о том, что он отказывается от любой медицинской помощи».


6 сентября Ларису Володимерову и дочь Саид-Эмина Ибрагимова Зарему принял заместитель Генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса Иван Куджиков.


«Господин Куджиков сказал, что Совет Европы не в состоянии выполнить требования Ибрагимова. И я сразу спросила, можно ли официально это напечатать, потому что это очень серьезные заявления. Совет Европы разработал сам резолюцию и конвенцию – как же они не могут выполнить эти требования? Он произнес такую фразу, к сожалению, в последнее время звучавшую из уст очень многих представителей Совета Европы, о том, что голодовка – это личное дело, и если Ибрагимов решил умереть, то пускай умирает. Вот это, конечно, нас поразило – такое негуманное отношение к человеку», - рассказывает Лариса Володимерова.


С бóльшим участием отнесся к Ибрагимову президент Европейского парламента Ханс-Герт Поттеринг.


«Если я говорила о невнимании Совета Европы к происходящему, то не могу этого никак сказать о Европарламенте в Страсбурге. Мы – делегаты этой акции – приносили документы господину Поттерингу. И представитель господина Поттеринга в Европарламенте был к нам очень внимателен, он сказал, что будет сделано все возможное, что в ближайшее время мы получим письменный ответ, и что на сентябрьской сессии Европарламента рассмотреть чеченский вопрос не успевают, но постараются вынести обсуждение и рассмотрение этого вопроса на октябрьской сессии. И когда Саид-Эмин оказался в больнице на следующий день, я тоже была в Европарламенте, встретила этого же представителя господина Поттеринга, он сам подошел, и сам очень подробно расспрашивал о состоянии правозащитника», - говорит правозащитница.


Во время своей работы в ПАСЕ Ибрагимов как адвокат помог двумстам чеченским семьям выиграть дела в Страсбурге. По словам Ларисы Володимеровой, г лава группы ПАСЕ по расследованию секретных акций ЦРУ в Европе и один из создателей комиссии по расследованию нарушений прав человека в Чечне сенатор из Швейцарии Дик Марти был разочарован тем, что в качестве нового метода Ибрагимов избрал голодовку, так как Марти хотел профессионально сотрудничать с ним: «Работники Совета Европы нам передали, что Дик Мартин, письменно недавно пригласивший Саид-Эмина Ибрагимова войти в комиссию по проблемам Чечни, воспринял эту голодовку как давление на свою деятельность, на деятельность Совета Европы, и выразил искреннюю обиду, что Саид-Эмин Ибрагимов не хочет с ним работать, и не хотят работать чеченцы», - говорит Володимерова.


Параллельно с выступлением Ибрагимова в Страсбурге, в здании Европарламента в Брюсселе во вторник открылась выставка фотографий, посвященная преступлениям против человечности в Чечне. Организаторы выставки – правозащитники из Польши.