Ким Чен Ир сдает атом в надежные руки

По мнению экспертов, уступки Пхеньяна (на фото Ким Чен Ир приветствует южнокорейского президента) вызваны плачевным состоянием экономики КНДР

По соглашению, достигнутому на многосторонних переговорах в Пекине, Северная Корея обещала представить полный список ядерных объектов и остановить ядерный реактор в Йонбене до истечения этого года. За выполнением обещаний будет следить международная группа экспертов во главе со специалистами из США. Вашингтон оплатит и демонтаж ядерных объектов КНДР.


Как заявил представитель Белого дома, прекращение Северной Кореей производства плутония является важным шагом к денуклеаризации Корейского полуострова. Пхеньян согласился пойти на этот шаг в обмен получение международной помощи – в первую очередь топлива для его ТЭС или электроэнергии в эквивалентном объеме. Подробности пекинских договоренностей будут опубликованы после их окончательного утверждения всеми участиниками переговоров (то есть и США, Китаем, Россией, Японией и Южной Кореей) на высшем уровне.


Вашингтон уже уведомил Пекин, что подписанное членами рабочих делегаций соглашение получило одобрение Белого дома. Из очень короткого документа не ясно, согласились ли США исключить КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, что составляет одно из ключевых требований Пхеньяна. В опубликованном в Вашингтоне отдельном заявлении говорится, что США и КНДР намерены «улучшать двусторонние связи и продвигаться к установлению дипломатических отношений».


Сотрудник вашингтонского фонда «Наследие» Брюс Клингнер полагает, что к обещаниям Пхеньяна нужно относиться с осторожностью, ведь в прошлом КНДР неоднократно нарушала свои обязательства в ядерной области: «Неясно, сдаст ли Пхеньян все ядерное оружие, раскроет ли полностью свой ядерный потенциал, что сделает с накопленным запасом плутония. Из опубликованных материалов пока не следует, что Северная Корея согласилась полностью отказаться от ядерной программы». По информации «Нью-Йорк таймс», США настаивают и на полном раскрытии КНДР информации о ее сотрудничестве в ядерной сфере с Дамаском (по неподтвержденным сведениям, Пхеньян перевел часть своих ядерных материалов либо технологий в Сирию; 6 сентября израильские ВВС нанесли удар по некоему военному объекту в северной части этой страны ). Возглавлявший делегацию США на переговорах в Пекине Кристофер Хилл уклонился от вопроса о «сирийском следе» в ядерной программе Пхеньяна. Эксперт фонда «Наследие» рассчитывает, что дополнительная информация на сей счет появится в ходе рассмотрения пекинских договоренностей в конгрессе (поскольку реализация этих соглашений сопряжена с финансовыми тратами со стороны США, они должны быть одобрены парламентом).


Одновременно в Пхеньяне прошла встреча руководителей Северной и Южной Кореи. По итогам саммита, ставшего всего вторым за время относительной нормализации отношений между соседним странами, лидеры соседних стран Ким Чен Ир и Но Му Хен подписали декларацию, в которой призывается к незамедлительному установлению мира на полуострове. Формальным итогом Корейской войны 1950-53 гг. до сих пор является соглашение о прекращении огня. Подписание полноценного мирного договора невозможно без участия США, войска которых воевали против объединенных сил КНДР и КНР («китайских добровольцев») по мандату ООН.


Эксперт Брюс Клингнер полагает, что ожидать скорого восстановления единства Кореи не стоит, этот процесс может занять несколько десятилетий. Профессор Института восточно-азиатских исследований при Калифорнийском университете в Беркли Роберт Скалапино считает, что достижение пекинских договоренностей стало возможным благодаря экономической разрухе в КНДР, а также более гибкой политике администрации Джорджа Буша, «наученной горьким ближневосточным уроком».


Важную роль в снятии напряженности сыграл Китай, оказывающий главную экономическую помощь Северной Корее и потому имеющий влияние на Пхеньян. И даже Токио, традиционно обуславливающий нормализацию отношений с КНДР прояснением судьбы своих похищенных граждан, несколько смягчил свою позицию. По крайней мере, новый премьер Японии Ясуо Фукуда сделал заявление на этот счет. «Если будет достигнут прогресс и Корейский полуостров станет безъядерной зоной, то рано или поздно Япония пойдет на компромисс и на более полноценное сотрудничество», - отметил Роберт Скалапино.


«Нью-Йорк таймс» считает, что соблюдение КНДР достигнутых договоренностей станет важной дипломатической победой администрации Буша, которой необходимо продемонстрировать успех на фоне иракских проблем.