Компартия России провела в четверг шествие и митинг памяти погибших во время расстрела Белого дома в октябре 1993 года. Около тысячи сторонников партии прошли по Красной Пресне с фотографиями погибших во время октябрьских событий и цветами в руках. Шествие завершилось митингом и возложением венков к мемориалу у Дома правительства.
Сторонники КПРФ назначили место встречи перед шествием у станции метро «Улица 1905 года». Сюда к пяти часам вечера подходили люди с красными флагами и гвоздиками. Лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов занимался продажей свежего номера газеты «Молния»: «5 рублей стоит газетка! Покупайте, у кого нет! Патриот тот, кто с народом, а не просто с Россией. Сегодня все хотят из России сделать публичную девку! Объединяйтесь со своим народом, товарищи!»
В начале шестого, дождавшись руководителя КПРФ Геннадия Зюганова и его соратников, колонна двинулась в сторону Белого дома. В ее начале выстроились люди с фотографиями погибших во время расстрела Дома правительства. За ними следовали лидеры КПРФ, замыкали колонну молодые коммунисты из «Авангарда красной молодежи» и НБП. Вдоль всего маршрута участников шествия сопровождали бойцы ОМОНа.
Не доходя до Горбатого моста, колонна остановилась. Начался митинг. Слово взял лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «В нашей памяти, в наших сердцах всегда будут жить герои октября 1993 года. Я хочу поклониться их светлой памяти, поблагодарить родителей и вас за то, что мы в этот день всегда вместе отстаиваем то, за что они отдали свои жизни».
После выступления Геннадий Зюганов и его соратники возложили цветы к памятнику погибшим во время расстрела Белого дома. Акция коммунистов на этом завершилась. Лидер КПРФ шествие и митинг, посвященный трагическим событиям октября 1993 года, никак не связывает с предвыборной кампанией партии, хотя на митинге речь шла в основном о значимости для коммунистов предстоящих выборов.
«Мы пришли поклониться, - сказал Зюганов. - Это наша святая обязанность. Ну, и сказать людям, что ждет их впереди. У нас 7-го ноября - 90-летие Великого Октября. К нам приезжают 70 партий со всего света и мира. У нас будут большие торжества в Минске и в Москве. Это будет верность и клятва тем, кто сражался тогда, в октябре 1917 года, и в октябре 1993-го, защищая советскую власть».
В дни годовщины событий 1993 года российские политики и общественные деятели вспоминают о своих поступках и заявлениях того времени. Многие при этом остаются на прежней позиции - в октябре 1993 года стране грозила реставрация коммунистического режима, но мятеж радикальных сил удалось подавить.
Гарри Каспаров в октябре 1993 года находился в Лондоне, и участвовал в матче за звание чемпиона мира по шахматам с британским гроссмейстером Найджелом Шортом. Но уже тогда он заявил о своей полной поддержке указа Бориса Ельцина о роспуске парламента и новых выборах. Гарри Каспаров проводит сегодня параллели между событиями осени 1993 года и нынешнеей политической ситуацией в России:
«Сегодня итог того, что произошло в России, уже очевиден. Можно говорить, конечно, о том, что поворотной точкой были события 3-4 октября 1993 года, кто-то, наверное, будет говорить вообще о неудачном начале реформ в 1991-1992 году, кто-то уйдет еще дальше - в конец 80-х. Мне кажется, что это во многом связано с тем, что все эти реформы не касались номенклатурной сути государственного управления. Я считаю, что та система, которая сложилась после трагических событий октября 1993 в результате появления ельцинской конституции, сегодня, после объявления Путина (о решении возглавить избирательный список «Единой России». – РС), завершила свое существование».
Лидер движения Демократический Союз Валерия Новодворская провела несколько другие параллели: «Корни власти Путина, корни любой реставрации и прихода реакции – в том, что вовремя не отстранили от власти, не провели люстрацию, не провели «нюрнбергский процесс». То есть слишком добрый Ельцин оставил их на политическом поле. Тогда уже надо было распускать КГБ, так как безвозвратно и безоговорочно распростились с коммунизмом в Румынии, в Польше, в Чехии, в Венгрии. Когда происходит революция, не оставляют представителей тоталитарного режима у власти, не приглашают их в парламент, не дают им, вопреки конституции, идти на выборы. Коммунисты не умещаются ни в какую конституцию, так же как сегодняшняя власть давно эту конституцию явочным порядком отменила. Гарри Каспаров разделяет заблуждение нашей слабой, недееспособной интеллигенции. "Яблоко" тогда тоже предлагало мириться, падало в обморок, воздевало руки. Мы не сделали все необходимое для того, чтобы эти призраки не выбрались наружу. Не положили на прошлое могильную плиту, не похоронили Ленина, оставили красные звезды. Естественно, это к нам вернулось. Я надеюсь, что Украина такой ошибки не сделает, и не повторит ту глупость, которую Ющенко устроил в прошлый раз, назначив своего врага премьер-министром».
Литературовед и общественный деятель Мариэтта Чудакова считает, что укрепление власти Путина напрямую не связано с победой Бориса Ельцина в октябре 1993 года: «Нет, я не согласна с этим. Он укрепить ее смог, благодаря как своим качествам, так и, главным образом, качествам общества нынешнего, которое, надеюсь, изменится». В те дни Мариэтта Чудакова изложила свою политическую позицию газете «Известия». И сегодня она не поменяла эту позицию: «Мое отношение абсолютно такое же, что редко вообще в жизни бывает, какое было в те дни. Я считаю, что это был вооруженный мятеж, который необходимо было, как положено в столице, подавить. Что и было сделано. Все, кто помнит поведение Верховного Совета, те прекрасно помнят, что он постепенно сложился в достойного наследника советской власти, и тогда, соответственно, я не знаю, о чем мы говорим. Те, кто слышал Макашова, пересыпанные матом требования брать Кремль, я лично не собиралась Москву и страну отдавать Макашову. Как не собираюсь и сегодня. Эти действия были совершенно правомерные, альтернатива была весьма печальной, так же как и в 1996 году».