Программа Прессинг 08.07.2007

Шпионский скандал в «Формуле-1»


Валерий Винокуров: Как вы слышали в новостях, очередной этап чемпионата мира в «Формуле-1» прошел в Англии. Неделю назад он проходил во Франции. И тогда, и сейчас победил Кими Райкконен. Но это все, что я знаю о «Формуле-1». И, конечно, соответствовать в полной мере обсуждению нюансов и различных деталей в мире скоростей и моторов с Наташей Федотовой, для которой гонка представляет профессиональный интерес, я не могу. Но шпионский скандал, который разгорелся сейчас в «Формуле», волнует и тех, кто совершенно не разбирается в автомотоспорте. Неделю назад вы, Наташа, шутили с Алексеем Кузнецовым на эту тему. А сейчас, по-моему, не до шуток.


Наталья Федотова: Я бы сказала, что это была такая неудачная шутка. Мы посмеялись над тем, что «Феррари», якобы, начала расследование по поводу одного из своих старейших сотрудников. Там фигурировало дело о некоем белом порошке, якобы, подсыпанном в топливные баки «Феррари» перед Гран-при Монако. То есть это выглядело достаточно смешным и казалось, что, на фоне относительных неудач «Феррари», просто команда ищет каких-то оправданий своей несостоятельности. Настолько все было нелепо, верилось в это с большим трудом. Правда, тогда я заметила Алексею, что дыма без огня не бывает, как оказалось, что буквально на следующий день дело приняло такой официальный характер. Сначала появились местные слухи, что «Феррари» завело дело о саботаже одного из своих сотрудников, уже было названо его имя – Найджел Степни. Было объявлено, что по какой-то информации третьих лиц Степни был замешан в деле о шпионаже. Правда, тогда не было никаких подробностей. Но на этой неделе, которая сейчас заканчивается, во вторник, «Феррари» официально подтвердила обвинения в отношении Степни и заявила, что после внутреннего расследования его уволили из команды. «Феррари» объявила, что иск подан не только против этого сотрудника, но и против одного из сотрудников британской команды «Макларен». Как известно, это главный конкурент «Феррари» в этом сезоне.


Валерий Винокуров: Я все-таки не понимаю, кто за кем шпионил, по какому поводу и что эти шпионы хотели выяснить?


Наталья Федотова: Заявляется, что сотрудник команды «Макларен» Майк Кафлин, шеф дизайнер команды, получил от Степни комплект технических чертежей, в его квартире был произведен обыск и заявляется, что действительно у него дома нашли документы «Феррари».


Валерий Винокуров: То есть «Макларен» как бы украл через этих двух людей (но так же всегда бывает, что кто-то продает, а кто-то, соответственно, покупает) у «Феррари» какие-то чертежи?


Наталья Федотова: Причем команда «Макларен» не отрицала причастность своего сотрудника. Но они дали гарантию, что не использовали никакие из этих документов в своих разработках, и готовы предоставить машину Международной Федерации Автоспорта для детального исследования, чтобы подтвердить, что никакие наработки не были использованы.


Валерий Винокуров: То есть команда не отрицала факт кражи чертежей у своего непосредственного конкурента?


Наталья Федотова: Не факт кражи, а факт того, что бумаги были обнаружены в квартире своего сотрудника.


Валерий Винокуров: Но если они там лежат, это невозможно отрицать!


Наталья Федотова: Пока официально не объявлено, что конкретно содержалось в этих бумагах и насколько это могло повлиять.


Валерий Винокуров: Но если объявить, тогда все узнают. В чем же тогда смысл кражи? Ведь шпионы, когда достают секрет, в этом и смысл, чтобы не объявлять всем.


Наталья Федотова: Тем более, я не вижу смысла еще и в том, что команда «Макларен» в этом году, с самого начала сезона, выглядела очень сильно и превосходила «Феррари». В принципе, зачем ей было нужно красть какие-то разработки?


Валерий Винокуров: Сильная сторона всегда шпионит за слабой.


Наталья Федотова: И я еще хочу напомнить, что «Феррари» неспроста затеяла это расследование. В истории этой команды уже было подобное в 2003 году, когда трое механиков обвинялись в шпионаже в пользу «Тойоты». Тогда это было подтверждено, и этих сотрудников даже судили и срок наказания, по-моему, полтора года условно, был им присужден.


Валерий Винокуров: Механики «Феррари» шпионили в пользу «Тойоты»? А сейчас, почему-то, промелькнула «Хонда». Она тут причем?


Наталья Федотова: Это дальнейшее развитие этого скандала. Появилось сообщение от директора команды «Хонда», что, оказывается, оба подозреваемых обращались в его команду с вопросом о трудоустройстве.


Валерий Винокуров: Это кто? Один человек из «Феррари», а другой - из «Макларена»?


Наталья Федотова: Да.


Валерий Винокуров: Обращались в «Хонду»?


Наталья Федотова: Что их не устраивает положение в своих командах, и они хотят найти применение своим способностям. Причем, способностям очень высоким. А так как они раньше оба работали в команде «Бенеттон», то они друг друга хорошо знают и находятся в дружеских отношениях. Поэтому вместе пришли к руководителю «Хонды».


Валерий Винокуров: Вообще мне кажется, что это очень грязная история, которая бросает тень на все это предприятие, я так называю «Формулу-1», в целом.


Наталья Федотова: Да, тень, конечно, бросает большую. Тем более, что, в отличие от всех остальных видов автоспорта, где главное это мастерство гонщиков и где действительно борьбу ведут на трассе гонщики между собой, кто сильнее, тот и выигрывает, «Формула-1» это совсем другое. Там основное – Кубок Конструкторов, то есть борьба высоких технологий, борьба инженерной мысли. Поэтому любой такой скандал наносит большой ущерб репутации, и это понимает руководство Международной Федерации Автоспорта, которое тоже присоединилось к данному расследованию.


Валерий Винокуров: Вы уж меня простите, как дилетанта. Так что же, а мастерство Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона вообще не причем? В основном, все решают вот эти моторы и болиды?


Наталья Федотова: Конечно, личность гонщика, его мастерство все равно влияют на результат, но если, например, того же Михаэля Шумахера посадить за руль какой-нибудь «Торо Россо», конечно, он не сможет показать никаких результатов. Все-таки слишком велики разрывы между этими командами.


Валерий Винокуров: Но ведь такие мастера как Шумахер побеждали, выступая в разных командах.


Наталья Федотова: Но, как оказалось, команды были конкурентоспособными. Тот же «Бенеттон» – предшественник «Рено» - был на вершине. И Фернандо Алонсо выиграл, и сама команда выиграла Кубок Конструкторов. Я бы сказала, что пятьдесят на пятьдесят, все-таки.



Украина готовится к Евро-2012

Максим Максимов: Победа Сочи для многих в Украине была так же неожиданна, как и польско-украинская в борьбе за Евро-2012. Злые языки даже утверждали, что на руках у россиян к этому времени не было ничего, кроме тонны бумажек с красивыми обещаниями. Впрочем, можно вспомнить, как предприимчивые украинцы добивались расположения членов УЕФА бутербродами с великолепным салом. Инфраструктурой в стране не пахнет и до сих пор, в высоких государственных институциях продолжают заседать, упиваясь заманчивыми перспективами. Собрания следуют за совещаниями, одних симпатичных потенциальных инвесторов сменяют другие, не менее симпатичные. И лишь в Донецке и Днепропетровске, не спеша, продолжают строить стадионы.


А ведь счетчик включен, и каждая минута промедления на вес золота. Для примера, скажем, в благополучном Киеве общая потребность в гостиницах составляет на сегодня 22 тысячи номеров. В Донецке дефицит - 17 с половиной тысяч. У северных соседей все тоже в стадии становления, но почему-то верится, что уже через 7 лет черноморское побережье примет зимнюю Олимпиаду. И это, по всей вероятности, разовьет Сочи больше, чем Евро-2012 любой из украинских городов. Во всяком случае, в Гватемале россиянам легко удалось убедить весь мир, что денег у них и на десять Олимпиад хватит.


Поздравляя россиян с победой, вице-президент национального Олимпийского комитета Украины, президент Федерации биатлона Владимир Брынзак высказал предположение, что провести Игры России будет намного проще, чем Украине Евро-2012. «Все-таки там и финансы крутятся помощнее, и экономика сильная, да и в России все это более управляемо президентом, чем у нас». Бывший министр спорта Юрий Павленко настроен более оптимистично. «После чемпионата Европы по футболу Украина станет известной во всем мире, и когда через два года в России будет проходить Олимпиада, то многим ее гостям будет интересна и наша страна. Прогнозирую и экономическую выгоду. Например, на Кавказ поедут не только тысячи туристов, особенно украинских, для которых никаких проблем с визами не будет, но и рабочие для строительства инфраструктуры Олимпийского городка».


Президент Украины Виктор Ющенко уверен, что первый финал, который будет проведен в восточной Европе, блестяще подготовят. По мнению Украинского президента, те пессимистические высказывания, которые звучат по этому поводу, являются лишь характеристикой слабых людей и слабых политиков.


В понедельник 9-го июля президент проведет рабочую встречу со своим польским коллегой, где будет обсужден вопрос создания совместного координационного совета по проведению футбольного первенства. «Я убежден, что значительную часть работ мы сделаем даже в ускоренном режиме, опережая график», – подчеркнул президент Украины.


Вот только почему-то до сих пор не решен вопрос с «Олимпийским» стадионом в Киеве, на котором в 2012 году должен проводиться финальный матч. Во-первых, неизвестно, останется ли на Стадионной площади наполовину возведенный многоэтажный офисно-развлекательный центр с подземным паркингом. Кроме того, до 2010 года необходимо провести капитальную реконструкцию самого «Олимпийского», так как уровень его комфорта уже не удовлетворяет даже украинских зрителей.


Рассматривается вопрос сооружения в одном из спальных микрорайонов столицы новой футбольной арены. Дело за малым - землю никто даром отдавать не собирается. А уже 18 июля, на совещании в УЕФА, Украина обязана обстоятельно доложить структуру подготовки к Евро-2012, остановившись на всех ее нюансах.



Экономика большого спорта: Сочи победил – что теперь?

Дмитрий Морозов: Возвращаемся в нашей постоянной рубрике «Экономика большого спорта» к олимпийской теме, что мы будем делать на протяжении предстоящих семи лет, время от времени. Тем более, что об экономических факторах предстоящей сочинской Олимпиады просили нас рассказать слушатели в субботней программе «Час прессы. Спорт». Тем более, что в программе «Прессинг» эксперт Роберт Воскеричян обещал вернуться к этой теме. Вам слово, профессор.


Роберт Воскеричян: Во-первых, я думаю, было бы уместно поздравить всех тех (а таких, судя по всему, большинство среди россиян), кто хотел, чтобы Олимпиада прошла в Сочи, с этим событием.


Д митрий Морозов: В предыдущей программе «Прессинг» вы, кажется, осторожно прогнозировали победу Сочи.


Роберт Воскеричян: Не просто осторожно, я ссылался на данные букмекеров. Но что делать, если других способов измерения шансов нет. Мы просто сослались на то, что коэффициенты на Сочи упали, значит, шансы Сочи очень возросли.


Дмитрий Морозов: Но вы говорили об информационном прорыве.


Роберт Воскеричян: Я тогда говорил о том, что с точки зрения пиар обеспечения совершенно блестящая была работа проделана. Но я не знал того, что будет происходить 4 июля в Гватемала-сити. Это было вообще феерическое шоу. Я думаю, хватит пережевывать эмоциональные вещи, это уже было, прошло, Сочи – столица Олимпиады 2014 и это, на мой взгляд, очень хорошо. И есть масса экономических вопросов, которые возникают и будут возникать.


Дмитрий Морозов: Вопрос номер один. Кому же будет хорошо: сочинцам, россиянам, организаторам Игр?


Роберт Воскеричян: Мы говорим сегодня только об экономических последствиях для всех тех лиц и структур, которые задействованы в процессе. Начнем с государства. Государству (федеральному центру, России, имиджу государства) это, несомненно, выгодно, и, несомненно, это хорошо. Потому что проведение Олимпиады или крупного спортивного турнира уровня Кубка мира способствует, во-первых, повышению стоимости акций, капитализации национальных компаний, повышению в целом капитализации страны, все это результируется в повышении страновых рейтингов.


Мы как-то говорили о Польше и Украине, что с точки зрения вульгарного коммерсанта это никогда не отобьется. Какие пять миллиардов долларов можно отбить за 14 дней, когда идет этот турнир в 12-м году? То же самое можно сказать о 14-м годе и Олимпиаде. Конечно, нет. Там будет построена масса сооружений, которые, даже если будут там каждый день проводиться соревнования по шорт-треку, не отобьются. Но мы говорим об интересе государства, и я имею в виду экономический интерес государства. Несомненно, для государства это плюс.


Второй момент. Задействован бизнес. Причем бизнес задействован самым широким образом, и самый что ни на есть крупный бизнес. Две структуры мы обязаны отметить, потому что они не просто отметились там, а являются столпами этого проекта, практически на одном уровне с государством. Это структуры Олега Дерипаски - холдинговая компания «Базовый элемент», и структуры, связанные с Владимиром Потаниным. «Базовый элемент» строит Олимпийскую деревню, и этим все сказано. То есть они строят огромный микрорайон на берегу моря, и после того, как Олимпиада закончится, эти квартиры будут проданы, «Базэл» собирается вручить от 1,5 до 2-х миллиардов долларов за счет только вот этого проекта, связанного с Олимпийской деревней.


Плюс будет строиться медиа-центр с телевизионным центром, выставочный центр. И все это окупаемые проекты. То есть это бизнес. Что касается Потанина, то он строит горнолыжный комплекс «Роза Хутор», стоимостью 300 миллионов долларов. Можно по-разному относиться к нему, но то, что он хорошо в спортивном бизнесе и, в частности, в бизнесе, связанном с горными лыжами, тут, по-моему, ни у кого сомнений нет. Как и в самых горных лыжах, как виде спорта. Его мнение такое, что за 5-7 лет этот горнолыжный комплекс, при условии ежегодного заполнения хотя бы процентов на 70, что реально, и окупится.


Вот вам такие сюжеты. Никогда не окупятся затраты государства на инфраструктуру, составляющие львиную долю всех затрат, которые оцениваются в 12 миллиардов долларов. Но затраты на инфраструктуру никогда не окупаются, либо окупаются очень долго во всех странах мира. Это подмена понятий. Ни один серьезный экономист не будет утверждать, что строительство объездных дорог или подводного кабеля высокого напряжения для того, чтобы обезопасить Сочи от всевозможных снежных катаклизмов (мы помним, что несколько раз подряд зимой обесточивался город)... Все это впрямую не окупится, но окупится…


Дмитрий Морозов: В долгосрочной перспективе.


Роберт Воскеричян: Для государства и для бизнеса. Что касается государства, то, со слов Грефа, государство собирается получить примерно 10 миллиардов долларов в виде налогов. Что тоже вполне реально. Что касается россиян и сочинцев. Конечно, здесь есть и плюсы и минусы.


Плюсы в том, что, по разным оценкам, будет создано от 50 до 150 тысяч новых рабочих мест. Что для депрессивного региона, а Сочи, как это ни парадоксально звучит, вроде бы южная столица, море, самый лучший курорт, в экономическом плане депрессивный регион. Они живут 4-5 месяцев в году, пока есть сезон, пока приезжают туристы. Если это будет круглогодичный курорт, это будут круглогодичные рабочие места и все эти разговоры о том, что какие это рабочие места, это просто обслуга…


Так во всем мире сфера услуг, в нормальных, экономически развитых странах, дает не менее 70-75 процентов ВВП. Что еще? Резко взлетела стоимость земли и квартир. Уже сочинские квартиры приближаются по цене к московским. А сотка земли вблизи моря уже в пределах 200 тысяч долларов. А уж в совсем лакомых местах и до 700 тысяч долларов доходит. И дальше будет больше, потому что будут строиться отели, и так далее. То есть это все серьезно, и надо много думать. Просто сказать, что все будет хорошо, закройте глаза, отройте глаза и все будет хорошо…


Дмитрий Морозов: Значит, все-таки есть проблема?


Роберт Воскеричян: Проблема есть, но она решаема. Я призываю к трезвому экономическому анализу и выяснению слабых и сильных мест для того, чтобы решать проблемы.


Дмитрий Морозов: Но озабочены ли этими проблемами организаторы Игр?


Роберт Воскеричян: Обязаны быть озабочены, потому что у них другого выхода нет. Есть еще одна очень серьезная проблема, которая, с одной стороны, реальная, а с другой стороны, слишком политизирована, в том числе и за счет организаций, которые эту проблему подняли на щит уже лет 20 назад. Я имею в виду экологию. Очень много было всяких разговоров о том, что сочинская Олимпиада приведет к тому, что будет уничтожен….


Да, это серьезно. Ибо в Сочи и по сей день система канализации допотопная - труба выходит в море. Правда, на несколько километров, но там вся эта благодать выливается. И масса других проблем есть, связанных с экологией. И если говорить о Красной Поляне, то там претензии другого рода. Первая и самая главная претензия, что на территории заповедника будет строительство и заповедник исчезнет. Заповедник занимает примерно 200 гектаров земли. Все спортивные сооружения, которые будут там построены, займут не более одного процента от территории заповедника.


Я ничего не утверждаю, я просто сообщаю те факты, которые мне известны по поводу экономических и экологических последствий сочинской Олимпиады. Я надеюсь, что все обещания, которые даны и людям по поводу их экономических условий проживания, и по поводу экологии, и по поводу возрождения тех или иных популяций исчезающих животных, вместе с успешной Олимпиадой могут принести массу приятных впечатлений россиянам в 2014 году.