Великобритания: начаты слушания по делу о гибели принцессы Дианы

Картину аварии в парижском тоннеле для этого процесса восстанавливали с помощью компьютерных технологий



Не так давно Британия отметила 10 лет после трагического происшествия в парижском тоннеле, когда в автокатастрофе погибли принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед и их водитель Анри Пол. В Лондоне 2 октября начались слушания по делу о гибели принцессы Дианы и Доди аль-Файеда. По завершении дознания 11 присяжным предстоит вынести вердикт.

Присяжные были выбраны в ходе жеребьёвки. Несколько месяцев жизни (а слушания могут длиться полгода) им предстоит провести в зале суда. В своей речи судья, назначенный для этого процесса, лорд Скотт Бейкер сказал присяжным, что есть те, кто верит, что за смертью принцессы стоит заговор. Вопросы, поставленные перед судом в ходе детального разбирательства, таковы: опасалась ли Диана за свою жизнь, собирались ли Диана и Доди аль-Файед объявить о помолвке, в каком состоянии находился шофер их машины Анри Пол, вовлечены ли британские спецслужбы в заговор с целью убийства и была ли принцесса беременна.


Авария в тоннеле под Парижем восстановлена при помощи компьютерных расчетов, присяжные после докладов экспертов также должны будут определить были ли фотографы причиной катастрофы и какую роль играли другие машины в тоннеле.


Будут использованы данные, полученные в ходе анализов французских детективов, результаты вскрытия трупа принцессы и исследования её забальзамированного тела, показания свидетелей и данные камер видеонаблюдения. В начале процесса присяжным были показаны видеозаписи, сделанные в последний час жизни принцессы и Доди аль-Файеда. По некоторым показаниям, шофер, ведший машину в ночь катастрофы и погибший вместе со своими пассажирами, выпил две рюмки анисовой настойки «Рикард». Однако знавшие Анри Пола говорили, что у него была высокая степень толерантности к алкоголю. Камеры, установленные в отеле, где остановились Диана и аль-Файед 31 августа 1997 года, засняли передвижения Пола по коридорам - в один момент он приседает, чтобы завязать шнурок. Признаков опьянения в его движениях не заметно.


Присяжные видели кадры, где перед выходом из отеля на площади Вандом растёт толпа фотографов и зевак, как пара спускается в лифте в сопровождении шофера и охранника. В последний момент было решено, что принцесса и аль-Файед воспользуются задним выходом; Анри Пол, по всей видимости, распоряжался в этот вечер - он выходил проверить, прибыл ли автомобиль, направлял пару по коридорам и так далее.


Отец погибшего в катастрофе Доди, Моххамед аль-Файед, миллионер египетского происхождения, хозяин крупного магазина товаров класса люкс «Хэрродс», долгие годы добивался суда по этому делу. По его убеждению, смерть Дианы и его сына стала результатом заговора британских служб безопасности и королевской семьи. Главой этого заговора он называет супруга Елизаветы Второй, принца Эдинбургского Филлипа. Аль-Файед потребовал, чтобы оба они предстали пред судом, но на данный момент судья отклонил эту просьбу, добавив, что будет «иметь это в виду».


По утверждениям Мохаммеда аль-Файеда, принцесса и Доди намеревались объявить о своей помолвке, Диана была беременна от Доди и опасалась за свою жизнь. Миллионер считает, что ожидание появления на свет мусульманского ребенка заставило королевский дом спланировать убийство принцессы. В 2002 он подал в Европейский суд по правам человека жалобу на несправедливость выводов, сделанных французской жандармерией. В 2004 в Британии открылось дознание по этому же делу, но вскоре председательствующий тогда лорд Стивенс решил остановить процесс. В восьмисотстраничном заключении утверждалось, что смерть стала результатом аварии, а свидетельств криминального заговора не существует.


Выводы французской и британской полиции и суда аль-Файед отказывается принять: «Все свидетельства подстроены так, чтобы это было удобно террористам и гангстерам, убившим моего сына», - говорит он.


Мохаммед аль-Файед нанял команду лучших адвокатов в Англии, Шотландии, Франции и Америке. За эти годы он сделал достаточно публичных утверждений для того, чтобы быть обвинённым с клевете. На вопрос о том, готов ли он будет принять результат нынешнего дознания, он отвечает серией дальнейших обвинений в адрес королевского дома, МИ-5 и МИ-6. Однако до сих пор не обнаружилось ни одного свидетельства, подтверждающего теорию заговора.


В ближайшее время группа присяжных должна отправиться в Париж. В ходе дознания перед присяжными предстанут представитель семьи Спенсеров, представитель принцев Генри и Уильяма, Мохаммед аль-Файед и директор отела «Ритц» в Париже. Точного числа свидетелей пока не сообщается.