«Полный позор». Русский соц-арт отправляется в Париж

"Гори, гори, моя свеча!" – фотоинсталляция группы "Синие носы"

Третьяковская галерея готовит к открытию в Париже выставку «Соц-арт. Политическое искусство из России» . В Росохранкультуре по цензурным соображениям запретили вывозить из страны несколько десятков работ, предназначенных для этой экспозиции, а министр культуры Александр Соколов публично заявил, что выставку, как позорящую Россию, и вовсе не следует показывать во Франции.


Выставку политического искусства уже показали в Третьяковской галерее на Крымском валу. Это большой, рассчитанный на много залов проект, в который вошли как работы советского периода, так и совершенно новые, созданные в наши дни. Основной лейтмотив — злое и веселое развенчание разного рода мифологем.


Так, художники группы «Синие носы» заявляют: их цель — доводить до полного абсурда, осмеивать и развенчивать то, что авторы называют «идиотическими идеологеммами». В единую троицу они объединяют персонажей в масках Пушкина, Путина и Иисуса Христа как три самых расхожих, растиражированных символа России.


С официально заявленной заботой об улучшении имиджа страны такое незалакированное искусство не очень-то согласуется. И вот министр культуры Александр Соколов заявляет (РИА Новости): «…Если она [выcтавка — РС] там [в Париже — РС] появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной». О том, что предшествовало сегодняшнему высказыванию, рассказывает один из авторов концепции выставки, старший научный сотрудник Третьяковки Сергей Епихин: «По следам нашей выставки "Русский соц-арт. Политическое искусство в России", по ее следам была сделана версия выставки галерея "Мезон Руж"».


— Это в Париже.
— В Париже, да, парижская галерея, она должна открыться 23-го числа. В самый последний момент, когда уже были подготовлены списки, господином Вилковым, заместителем председателя Росохранкультуры, были сделаны изъятия, скажем так. Он вычеркнул из списков работы группы ПГ, работы группы «Синие носы», это очень известный такой творческий тандем, так называемая серия «Маски-шоу», где просто такие фотографические плоские макси политических лидеров, актуальных и исторических. Изъяты работы Марии Константиновой на том основании, что там использована нацистская символика. В целом изъяты несколько десятков работ, в том числе скандальная работа, которая уже застревала на таможне, скандальная работа «Синих носов» «Троица». То есть потери мы понесли довольно существенные, и работы группы ПГ, которая сочтена неполиткорректной, поскольку посвящена теме китайской экономической экспансии в России. По сюжету это гирляндами из китайских игрушек увешаны кремлевские башни. Была изъята из списков такая многострадальная икона Рошаля «Даешь стране угля», это работа, стилизованная под икону, и политическая карикатура художника Сысоева, ныне покойного, сделанная еще в советские времена, представляете.


— Сергей, когда последний раз вам, как автору выставок, приходилось сталкиваться с цензурными запретами?
— Совсем недавно в процессе подготовки выставки «Русский соц-арт» в Москве, то есть в стенах Третьяковки. Этому была посвящена даже отдельная выставка, которую мы сделали в сахаровском центре. Просто там были показаны работы, которые тоже по неким цензурным соображениям были изъяты из экспозиции уже, собственно, в Третьяковке.


Как сообщил Сергей Епихин, машины с предназначенными для парижской выставки произведениями искусства еще не отправлены из Москвы. Только когда они пройдут таможню, сотрудники Третьяковской галереи вздохнут с облегчением.