Ираклий Окруашвили выпущен под залог

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Андрей Шарый: Бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили отказался сегодня от своих обвинений в адрес президента Михаила Саакашвили и частично признал вину в вымогательстве крупной взятки и служебной халатности. Окруашвили освобожден из тюрьмы под залог в 6 или 7 миллионов долларов.


Окруашвили задержали по обвинению в коррупции после того, как он выступил с резкой критикой в адрес президента Михаила Саакашвили. Бывший министр обороны обвинил главу государства в узурпации власти и попытке устранить неугодных ему людей.


Окруашвили задержали 27 сентября, через два дня после того, как он объявил о создании оппозиционной партии "За единую Грузию". Незадолго до этого были задержаны высокопоставленные грузинские чиновники, которых пресса называла друзьями и деловыми партнерами Окруашвили. Некоторые из них дали показания против бывшего министра. В частности свидетельствовать против Окруашвили, как сообщалось, согласился пресс-секретарь президента Грузии Дмитрий Кеташвили, после этого его освободили под залог в 6 тысяч долларов. Лидеру партии "За единую Грузию" предъявлено обвинение по четырем статьям Уголовного кодекса Грузии: вымогательство, отмывание денег, злоупотребление служебным положением и служебная халатность. Сразу после задержания Окруашвили передал через своего адвоката, что власти сводят с ним счеты, и объявил себя политзаключенным.


Сторонники Окруашвили теперь удивлены его неожиданным показанием. Тбилисский политолог Сосо Цискаришвили считает, что заявления бывшего министра не смогут повлиять на оппозиционных политиков, намеренных добиваться отставки президента Саакашвили.


С Сосо Цискаришвили беседовал корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Олег Кусов: Обвинения, выдвинутые бывшим соратником президента Ираклием Окруашвили, показались неожиданными. Но еще более неожиданными выглядят его признания. Как в Грузии отнеслись к такому повороту событий?



Сосо Цискаришвили: По-разному. Это действительно шокирующие заявления. У всех на память приходит прецедент таких признаний, которые были сделаны около 30 лет назад никем иным, как будущим президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа. Такие сравнения напрашиваются, когда видишь неузнаваемое лицо и безвольное выражение человека, который когда-то славился своей волей и стремительным таким говором. Это подтверждает и мать Окруашвили, которая звонила адвокату, госпоже Беселия, и просила немедленно встретиться с Окруашвили с целью выяснить, что с ним происходит, потому что она не могла узнать своего сына. Факт, что адвокатов Окруашвили не только не допустили, но даже не проинформировали о факте допроса, что является тоже серьезным нарушением. Кроме того, их не пускают, мне сказали, и после заявлений, сделанных Окруашвили.


Часть оппозиции говорит о сохранении идеи, ради которой оппозиция объединилась. Несмотря на самообвинительные высказывания Окруашвили, основное обвинение в адрес сегодняшней власти - это смерть бывшего премьер-министра Зураба Жвания - остается открытым. Потому что позавчера по телевидению "Имеди" под открытым небом для 7-8 тысяч человек был показан специальный фильм, созданный в результате журналистского расследования этого вопроса. Я сомневаются, что у нормального человека создалось бы впечатление о достоверности той версии, которая по сей день распространяется прокуратурой.


Вопрос о 10 миллионах лари, это примерно 7 миллионов долларов, конечно, тоже интересует общество, будет оно оплачено, как предлог для выхода Окруашвили, найдутся ли такие деньги или осмелиться ли сам показать такую сумму. Так что события только разворачиваются. Поэтому власть тоже не спешит как-то объявлять пир по поводу снятия всех обвинений. Еще не высказался и господин Бадри Патаркацишвили, это тоже интересно.



Олег Кусов: Еще на прошлой неделе Ираклий Окруашвили был знаменем в руках у оппозиции. После признаний он уже поменял свой статус?



Сосо Цискаришвили: Конечно, такого апологетизма не может ожидать в дальнейшем, хотя, возвращаясь к истории, аналогичный шаг диссидента Гамсахурдиа не помешал ему стать в последующем президентом страны. Так что все зависит от дальнейшего развития событий.