Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Андрей Шароградский.
Андрей Шарый: Россия и Соединенные Штаты не достигли соглашения по вопросам противоракетной обороны, заявила по итогам российско-американских консультаций в Москве государственный секретарь США Кондолиза Райс. США продолжат переговоры с Чехией и Польшей относительно размещения элементов системы ПРО в этих странах. Вместе с тем, как сказала Райс, стороны учтут озабоченности, высказанные Москвой. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Россия и Соединенные Штаты по-прежнему расходятся в оценке угроз, исходящих от установки радаров в Восточной Европе. Темп сегодняшним переговорам задал президент России Владимир Путин, который встретился с Кондолизой Райс и министром обороны Соединенных Штатов Робертом Гейтсом незадолго до начала официальной консультации.
Андрей Шароградский: Переговорам в формате "2 на 2" предшествовала короткая встреча Кондолизы Райс и Роберта Гейтса с президентом России Владимиром Путиным.
Итоги этой встречи окончательно убедили наблюдателей в том, что какого-либо прорыва в решении проблемы противоракетной обороны от нынешнего визита ожидать не стоит.
Еще по дороге в Москву госсекретарь США четко дала понять, что Вашингтон не намерен отказываться от планов размещения элементов своей системы ПРО в Чехии и Польше, несмотря на предложение России использовать вместо этого радиолокационную установку на территории Азербайджана.
Принимая Гейтса и Райс в Ново-Огарево, Владимир Путин даже позволил себе немного отклониться от дипломатичного тона, чтобы подчеркнуть неприемлемость таких планов для Москвы.
Владимир Путин: Уверен, что у вас была уже и будет возможность поговорить с коллегами по проблемам противоракетной обороны. Насколько я информирован, у вас есть свое видение того, как должно развиваться наше сотрудничество в этой сфере. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание - на то, что в процессе этих непростых переговоров мы рассчитываем, что вы не будете форсировать ваши прежние договоренности с восточноевропейскими странами. Мы ведь с вами можем когда-нибудь решить, что противоракетные системы можно разместить и на Луне, но, пока мы до этого доберемся, возможность договориться может быть утрачена в силу реализации вами собственных планов. Но такой конструктивный настрой наших американских партнеров на продолжение диалога, конечно, является позитивным сигналом.
Андрей Шароградский: Путин добавил, что в ответ на размещение элементов ПРО в Центральной и Восточной Европе, Россия может окончательно выйти из договора об обычных вооружениях в Европе. По мнению президента России, Вашингтон и Москва должны бороться за придание глобального характера договору о ликвидации ракет средней и малой дальности, так как в отличие от США и России, другие страны имеют право развивать эти системы вооружений и, по данным Владимира Путина, успешно их развивают.
Кондолиза Райс в ответ сказала, что у России и США есть общие задачи, такие, как борьба с терроризмом и распространением ядерного оружия, и это гораздо важнее, чем разногласия по поводу системы противоракетной обороны.
Кондолиза Райс: Президент пообещал, и мы здесь действуем, выполняя это обещания, что мы будем искать и находить пути решения наших общих проблем. И хотя разногласия имеются, мы будем пытаться преодолеть их, потому что то, что нас объединяет в борьбе с угрозой терроризма и ядерного распространения, гораздо важнее того, что нас разделяет.
Андрей Шароградский: Наблюдатели обращают внимание также на заявление Кондолизы Райс о том, что ей хотелось бы обсудить с Владимиром Путиным его политическое будущее, но она не намерена сама поднимать этот вопрос.
В целом, визит Райс и Гейтса должен был продемонстрировать важность продолжения двустороннего диалога, полагает редактор вашингтонского журнала «Национальный интерес» Николас Гвоздев.
Николас Гвоздев: Важнее сделать так, чтобы переговоры не выглядели провалом. Каждый останется при своем. Россия - против американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии, а Америка не собирается от нее отказываться. Без уступок в этом фундаментальном вопросе я не ожидаю перелома в эти дни.
Андрей Шароградский: Профессор университета Вилланова в Пенсильвании Хафиз Малик не видит в отсутствии договоренности по системе ПРО резкого обострения американо-российских отношений.
Хафиз Малик: Я думаю, американо-российские отношения нормальные, и сама совместная поездка госсекретаря и министра обороны Соединенных Штатов в Москву говорит об этом. Я надеюсь, что стороны придут к взаимопониманию, по одним вопросам больше, по другим - меньше. Например, Россия согласна с Соединенными Штатами в том, что Иран не должен обладать ядерным оружием, которое может стать угрозой безопасности России не меньше, а то и больше, чем безопасности Соединенных Штатов и Европы. Общая задача и Москвы, и Вашингтона, и Парижа - убедить Иран отказаться от самой идеи производства ядерной бомбы. По этому пункту согласие есть.
Андрей Шароградский: Программа визита высокопоставленных членов американской администрации предусматривает также встречу с российскими правозащитниками.