Начало нового политического сезона в Великобритании и сто дней нахождения у власти Гордона Брауна

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Михаил Саленков: Начало нового политического сезона в Великобритании совпало со ста днями нахождения у власти нового премьер-министра Гордона Брауна и его правительства. О том, как за это время изменился британский политический ландшафт, рассказывает наш лондонский корреспондент.



Наталья Голицына: Обычно итоги политического «медового месяца» нового правительства или нового президента принято подводить через сто дней. И хотя Гордон Браун, занимая пост министра финансов, оказывал заметное влияние на внутреннюю политику предыдущего правительства, став премьером и лидером правящей лейбористской партии, он объявил о намерении начать серию политических и конституционных реформ. На прошедшей недавно национальной конференции лейбористов Браун призвал расширить социальную базу партии, привлекая в нее молодежь из самых разных социальных групп. Британский премьер намерен предоставить избирательное право с 16 лет, расширить контроль парламента в вопросах войны и мира и при назначении новых членов кабинета, а также разработать писанную конституцию страны – как известно, в Британии отсутствует основной закон и господствует прецедентное право.


Призвав «покончить со старой политической практикой», Браун уже предпринял первые шаги в этом направлении. Такими шагами стали так называемые «жюри граждан» - выбранные наугад рядовые граждане, которые, по аналогии с жюри присяжных, вырабатывают рекомендации правительству при решении конкретных политических или экономических проблем. Их рекомендации должны учитываться при разработке новых законопроектов или конкретных преобразований. Именно таким образом Браун намерен учитывать в своей политике глас народа.


Политический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон считает, что Брауном движет желание дистанцироваться от политического наследия Тони Блэра.



Майкл Биньон: На мой взгляд, эти сто дней показали, что Браун – это политик, который намерен в короткий срок оставить след в жизни страны и при этом дистанцироваться от политики своего предшественника Тони Блэра. Он очень эффективно проделал это и с помощью символических жестов и стиля руководства, и в проводимой им политике. Его политический старт оказался очень конструктивным, так как Браун сразу же столкнулся с серьезными вызовами – проблемами терроризма и внешней политики, созывом партийной конференции. Но одновременно ему нужно было продемонстрировать и определенную политическую преемственность. С одной стороны, необходимо было показать, что он остается, так сказать, старомодным «леваком», с другой – подчеркнуть, что новый лейборизм – это частично и его собственный проект и что он не намерен отступать от него.



Наталья Голицына: Сто дней Брауна ознаменовались ужесточением политики в отношении России. После высылки российских дипломатов в связи с отказом России экстрадировать в Британию Андрея Лугового, которого Королевская прокуратура подозревает в убийстве Александра Литвиненко, российско-британские отношения оказались на самом низком уровне со времени окончания «холодной войны». При этом Браун заявил о неизменности доверительных отношений с Соединенными Штатами, установленными правительством Блэра. Одновременно Браун сделал уступку левому крылу своей партии, объявив о частичном выводе британских войск из Ирака в будущем году. Многие соратники по партии обвиняют Гордона Брауна в «правом уклоне», в том, что он заимствует многие положения из программы консервативной партии. Недавно он даже пригласил в свою резиденцию на Даунинг-стрит Маргарет Тэтчер, о политике которой в лейбористской партии принято было говорить только негативно. Чем всё это вызвано?



Майкл Биньон: Заимствование идей у конкурирующей партии – старый политический трюк; все это делают – особенно, если это выглядит привлекательным в глазах избирателей. Например, политика тори в области налогообложения кажется Брауну и его министру финансов очень эффективной, и, если бы они не прореагировали на нее и не заимствовали из нее как можно больше, то многое бы потеряли в глазах общественного мнения. Надо сказать, что этот популистский жест был, в частности, вызван и слухами о возможном проведении досрочных парламентских выборов. Слухи улетучились после принятия решения досрочные выборы не проводить. Гордон Браун продолжает подкоп под консерваторов, заимствуя многие их идеи. Что же касается приглашения Маргарет Тэтчер, то это было очень умным ходом. Здесь целью Брауна было укрепление собственного престижа как серьезного политика с твердыми убеждениями, как человека, который не только чурается оппортунизма в политике, но который всегда готов учиться у любого политика с высокой репутацией.



Наталья Голицына: Говорил политический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон.