«Путин хочет стать человеком, который спас Иран от американского удара»

Свои вопросы к Ирану Россия предпочитает озвучивать напрямую. Символы исламской демократии верховный лидер Хаменеи (справа), «Шахаб-2» (слева)

Вопрос о разделе Каспийского моря, безусловно, имеет большое значение для участников тегеранского саммита. Но для Владимира Путина главными станут другие международные проблемы. К такому выводу пришли московские политологи, принявшие участие в заседании круглого стола в РИА «Новости». Занимавший ранее пост начальника Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ Леонид Ивашов полагает, что визит российского президента имеет конкретную цель – предотвратить силовую акцию стран Запада в отношении Ирана. «Безусловно, президент будет там и для того, чтобы сохранить за Россией роль одного из ведущих игроков в этом регионе», - отмечает генерал-полковник.


Директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров уверен , что одна встреча президентов этой задачи не решит: «Я не исключаю, что президент Путин может сделать приглашение господину Ахмадинеджаду посетить до конца срока его президентства Москву. Это будет наглядным примером демонстрации твердой позиции в том, что Россия не хочет сдавать на произвол судьбы последний свой рубеж, Иран. Если Иран действительно окажется под давлением Запада, покинет сферу стратегических интересов России, то фактически это будет концом [ненышней] международной политики России. Вот этого Путин, как мне кажется, не хотел бы».


Возглавляющий московский аналитический ПИР-Центр Владимир Орлов считает, что президент России в ходе визита должен закрепить уже озвученный им ранее тезис об отсутствии претензий к Тегерану в части «экспериментов в военной области»: «Есть только подозрения о намерениях. Такие подозрения имеются. Россия также задает вопросы о намерениях Ирана, они нам не всегда ясны ; как ядерные, так и ракетные программы Ирана иногда вызывают у России серьезные вопросы. Но можно ли наказывать государство только за то, что мы подозреваем, что у него могут быть какие-то намерения? Я думаю, что Путин едет в Иран не столько разбираться с этими намерениями, сколько ясно дать понять, что никаких претензий к Ирану сегодня Россия не имеет. Россия заинтересована в том, чтобы все прошлые вопросы были сняты в тесном сотрудничестве между Ираном и международным сообществом, прежде всего через Международное агентство по атомной энергии. И, конечно, Россия заинтересована в том, чтобы продолжить мирное атомное сотрудничество с Тегераном как в двустороннем формате, так, возможно, и в иных».


Бакинский эксперт Вафа Гулузаде также полагает, что официальной повесткой дня каспийского саммита интерес его участников к поездке в Тегеран не исчерпывается:


- Вопрос о статусе Каспийского моря еще долгие годы не будет разрешен и это всем отлично известно. Поездка Путина в Иран носит совершенно иной характер. Это поддержать Иран и ослабить позиции США. Последует заявление еще раз о том, что Путин не считает, что Иран собирается обладать ядерным оружием. Об этом же заявят и иранские руководители. Поэтому этот саммит носит целенаправленный характер поддержки Ирана.


- [ Ранее] создавалось впечатление, что Россия собирается отказаться от Ирана, полностью оставив его на усмотрение США . А сейчас есть сдвиг в другую сторону в позиции России - поддержать Иран. Россия, видно, почувствовала, что США не в состоянии в настоящее время нанести по Ирану удар, поэтому Путин хочет приписать себе и лавры человека, который спас Иран от американского воздушного удара.