Ахмадинеджад пообещал Путину руководящую роль в 2008 году

По мнению наблюдателей, Путин воспользовался прикаспийским саммитом для поездки в Иран по облегченному протоколу


Главы прикаспийских государств выступают в поддержку права любой страны использовать ядерную энергию в мирных целях, говорится в декларации, подписанной по итогам второго Каспийского саммита. «Стороны подтверждают неотъемлемое право всех государств-участников договора о нераспространении ядерного оружия развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в рамках положения этого договора, а также механизма МАГАТЭ», - говорится в документе. Ранее госдепартамент США выразил надежду на то, что Россия на каспийском саммите в Иране призовет Тегеран приостановить ядерную программу и тем самым улучшить отношения с Соединенными Штатами и остальным мировым сообществом.


Также в декларации подчеркивается, что прикаспийские государства (в состав этой «пятерки» входят Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения) «ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон». Документом зафиксировано, что только прибрежные государства обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов.


Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад сообщил, что главы пяти прикаспийских государств договорились встречаться ежегодно и в следующем году саммит будет проведен в Баку. Также он пообещал, что летом следующего года под председательством Владимира Путина в России будет проведено экономическое совещание прикаспийских государств, но не уточнил при этом ожидаемый статус Путина летом 2008 года.


Основной задачей встречи президентов Ирана и России, а также лидеров стран Каспийского региона являлось достижение договоренностей о разделе Каспия, но эту проблему, по утверждению многих аналитиков, в ближайшие годы решить не удастся. Некоторые эксперты указывают, что для российского президента этот саммит не более чем повод обсудить с иранскими властями проблему ядерной программы. Но есть и другие мнения. В частности, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что для Владимира Путина участие в прикаспийском саммите скорее удачная возможность посетить Иран, не назначая при этом официального визита:


- Саммит - мероприятие плановое, проводится раз в четыре года на таком уровне. Каспийская проблема действительно совершенно не близится к разрешению, но, тем не менее, остается очень важной для всех пяти стран-участниц, поэтому подобный саммит - событие. Если бы саммита не было, я очень сомневаюсь, что Путин бы сейчас в Иран поехал. Тут совпало давнее и очень настойчивое желание Тегерана увидеть Путина у себя, поскольку президент Ирана Хатами (предыдущий президент) в России был с официальным визитом, а ответного иранцы так и не дождались. Поэтому и был выбран такой компромиссный вариант - визит на саммит и заодно посещение Ирана.