Решение иранского вопроса: «Желательно с привлечением России, но можно и без»

По мнению эксперта, именно ядерная проблема явилась истинной причиной поездки Путина в Тегеран



В ходе встречи в Тегеране было приняты заявления о праве каждой страны на развитие ядерной программы в мирных целях и о недопущении использования территорий одних прикаспийских государств для агрессии против других государств Каспия. В США это воспринимают как предупреждения в адрес Вашингтона. Научный сотрудник исследовательской организации «Евразийская группа», бывший сотрудник Госдепартамента США Клиффорд Капчен так комментирует прошедшую встречу глав прикаспийских государств:

- Я не вижу никакого прогресса в переговорах о разделе Каспия, а это ключевой вопрос, который должен быть решён, ибо от него зависят права на эксплуатацию ресурсов Каспийского моря. Формально поводом для саммита служит именно вопрос о демаркации Каспия, но именно ядерная проблема явилась истинной причиной поездки Путина в Тегеран.


- Поскольку прозвучало обещание не предоставлять территории прикаспийских государств для военных действий против любой из пяти стран-участниц форума, не похоже ли это на некий оборонный союз «пятёрки»?


- Здесь заметны два уровня вопроса. На одном у России и Ирана схожая заинтересованность в том, чтобы не подпускать США к энергетическим ресурсам региона, не давать Вашингтону право диктовать пути трубопроводов отсюда. Этот вопрос Россия и Иран хотят решать по-своему, внутри региона. Другой уровень – это ядерный вопрос. Российское руководство на самом высоком уровне понимает, что это серьёзная проблема, которая должна быть решена как можно скорее. Озабоченность Кремля иранской ядерной программой не оглашается в публичных заявлениях, но в результате моих личных бесед в Москве я вынес впечатление, что по этой проблеме между Россией и Америкой позиции ближе, чем многие думают.


- Вы ожидаете, что Вашингтон будет ждать, пока Путин сумеет склонить Тегеран к компромиссу?


- Ничего не произойдёт до конца ноября, когда Мохаммед эль-Барадеи выступит со своим отчётом о степени сотрудничества Ирана с МАГАТЭ. После этого Соединенные Штаты начнут делать всё возможное для решения проблемы, желательно с привлечением на свою сторону России, но, если не получится - то и без России. Так что ещё шесть недель Белый дом будет ждать.


- Как вам видятся российско-иранские отношения?


- Более сложные, чем принято считать. Союза между двумя странами нет. В вопросе о демаркации они расходятся. У Кремля двойственное отношение к иранской ядерной программе. Но в то же время Россия продолжает продавать оружие Ирану, особенно системы противовоздушной обороны. Иран остаётся очень важным региональным партнёром России. И Иран обладает вторыми по величине запасами газа и нефти после России. Поэтому партнёрство двух государств взаимовыгодно. Это смешанные отношения, которые нельзя назвать союзническими.