«Когда речь идет о Северном Кавказе, президент всегда лукавит»

Говоря о социально-экономическом развитии Северного Кавказа, Владимир Путин напомнил о федеральной целевой программе для этого региона

Отвечая сегодня в прямом эфире на вопросы россиян, президент Владимир Путин подчеркнул, что считает главными проблемами в экономике страны рост инфляции и цен на продовольствие. При этом президент рассчитывает, что уже до конца года россияне почувствуют положительный эффект от принимаемых правительством мер. Владимир Путин так же рассказал о мерах для повышения социальной защиты военнослужащих. Отвечая на вопрос жителей Дагестана, затронул проблемы социально-экономического развития наиболее сложного российского региона - Северного Кавказа.


Говоря о проблеме, которая в последнее время коснулась почти всех регионов России, - резком повышение цен на продукты питания, Владимир Путин заявил, что «правительством принят пакет мер, которые приведут к положительному результату». Тон заявления Владимира Путина продиктован предвыборными задачами партии «Единая Россия», так считает известный экономист Евгений Гонтмахер: «Я думаю, что кратковременный позитивный эффект, очень кратковременный, будет за счет административного замораживания цен на основные продукты питания. Сейчас в полном разгаре происходит в большинстве регионов… Но это очень кратковременный эффект, потому что в условиях, когда у нас торговля вся, начиная от оптовой до розничной… когда производители являются частными, а не государственными, «замораживание» достаточно быстро, через несколько месяцев, приведет либо к дефициту соответствующих продуктов питания, либо к уменьшению количества торговых точек, потому что просто бизнес будет уходить из-за того, что прибыли у него не будет никакой. Ведь никто же не замораживает цены на бензин, никто не замораживает цены на мировом рынке, которые продолжают расти на сухое молоко и на другие продукты питания. Поэтому речь идет, конечно, о том, что нужны достаточно профессиональные долгосрочные меры. То есть необходима демонополизация рынков сверху донизу, необходима внятная экспортно-импортная политика, а не шарахание по пошлинам, которые принимаются сиюминутно. Необходима поддержка отечественного сельхозпроизводителя. Кстати, вопрос к национальному проекту по АПК. Получается, что его эффект пока, мягко говоря, никак не сказывается в этой довольно сложной ситуации. Поэтому я понимаю президента, он не может сказать сейчас, возглавляя фактически список «Единой России», какие-либо объективные и трезвые слова, он, конечно, говорит то, что диктуется предвыборной ситуацией, и ничего неожиданного в этом смысле для меня нет».


Поступили президенту вопросы о и социальных проблемах военнослужащих. Например, военные в Ботлихе интересовались вопросами обеспечения жилья для контрактников. Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец считает, что эта проблема несёт угрозу всему процессу перехода Российской армии на контрактную основу: «То, что творится в Ботлихе с жильем, это уже в некоторой степени можно списать на болезни роста, поскольку там две бригады только обустраиваются, и, естественно, там еще многие вопросы не решены, потому что это новый район. Но тем не менее эта проблема жилья для контрактников стоит очень остро и, более того, она подрывает саму идею перехода армии на контрактный принцип комплектования. Я вам назову хотя бы одну такую цифру: из-за того, что контрактники не имели возможности получить жилье достойное и к этому приплюсовывается зарплата, которая их не устраивает, допустим, в прошлом году из армии ушло более 3000 контрактников. Эта тема стоит настолько остро, что даже нынешний министр обороны Анатолий Сердюков на недавнем закрытом слушании в Госдуме поставил вопрос перед Думой и попросил увеличить военный бюджет с таким расчетом, чтобы он достигал 3,5% внутреннего валового продукта, что, в общем-то, отвечает мировым нормам. Ну, а если вы меня спросите вообще о социальной сфере армии, то я должен сказать, что эта проблема стоит наиболее остро. Здесь нужно прежде всего вспомнить о том, что в армии сегодня более 135 тысяч бесквартирных офицеров и прапорщиков, примерно не хватает 150 тысяч квартир по жилью».


Говоря о социально-экономическом развитии Северного Кавказа, Владимир Путин напомнил о федеральной целевой программе для этого региона. Заявление президента прокомментировал член Всероссийского гражданского конгресса, куратор программ по Северному Кавказу Руслан Кутаев: «Вот о той программе, о которой говорил Путин, о якобы существующей программе, наверное, знает сам Путин и узкое его окружение. Когда разговор идет о Северном Кавказе, я заметил, что всегда президент Путин лукавит. Озвучивается некая цифра, которая идет на Северный Кавказ. Но я хочу напомнить, что город Сочи - это тоже Северный Кавказ. Так вот, они деньги втюхивают в Сочи, в Краснодарский край, а национальные республики типа Дагестана, Чеченской республики, Ингушетии, единственные три региона в российском государстве демографически развиваются, они брошены на произвол. Безработица из года в год растет. Мы проводили последнее время исследование проблемы детей-сирот и инвалидов. Исследования показали потрясающую вещь. Оказывается, дети-инвалиды, дети-сироты, брошенные дети появляются там, где не работают родители. То есть это все напрямую связано. И Кремль не занимается, более того, я ответственно заявляю, как человек, который ежедневно занимается Северным Кавказом, и не собирается, во всяком случае, пока будет Путин руководить, заниматься Кавказом. Это разменная касса для своих политических целей. Нет никакой программы по Северному Кавказу, никто не собирается вкладывать туда деньги, решать вопросы и проблемы. Это лукавство, это популизм президента России. Мы повседневно ведем анализ. Возьмем Чеченскую республику. После распада Советского Союза это - нефтедобывающая республика, нефтепереработка, химические заводы. Во вторую чеченскую кампанию военные просто демонтировали, вывезли нефтеперерабатывающие заводы, химические, оборудование было полностью вывезено. Они их развернули - они прекрасно работают в Краснодарском, Ставропольском крае. В позапрошлом году якобы были выделены правительством Российской Федерации для поддержки малого, среднего бизнеса 300 миллионов рублей. Мы искали хоть одного фермера, хоть одного руководителя малого, среднего предприятия... Эти деньги ушли в никуда. И вот таким образом и в Дагестане, и в Чеченской республике эти деньги уходят в никуда, никто не занимается этим, не развиваются вот эти отрасли. Вот это могло бы дать какую-то занятость».