Евроконсерваторы поддержали вступление Грузии в НАТО условным членством

Саакашвили призвал Брюссель и Вашингтон незамедлительно отреагировать на возможное провозглашение Абхазией независимости

Вчера президент Грузии Михаил Саакашвили получил поддержку своих планов привести Грузию в ЕС и НАТО со стороны европейских политиков консервативного толка. Объединяющая правые политические организации континента зонтичная Европейская народная партия приняла в свои члены в качестве наблюдателя Единое национальное движение Грузии, которое возглавляет г-н Саакашвили.


Свою беседу с лидерами консервативного крыла европейской политики (оно прошло в рамках саммита ЕС в столице Португалии) президент Грузии назвал «исключительной». Как отметил Михаил Саакашвили, подобную поддержку евроатлантических амбиций своей страны он встречает крайне редко. По его словам, консерваторы проявили живой интерес к положению дел в Грузии и отнесли к нему «как к равному».


Возглавляющий ЕНП бывший премьер Бельгии Вилфред Мартенс прояснил свои взгляды на европейское будущее Тбилиси так: «Мы хотели бы, чтобы [Украина] и Грузия стали однажды членами Европейского Союза. Вы определенно призваны быть частью Европы, но над этим надо еще работать. Пока же мы приняли в свои ряды в качестве члена (на первых порах в качестве наблюдателя) партию президента (Единое национальное движение – РС)».


В качестве гостей на заседании евроконсерваторов также присутствовали президент Украины Виктор Ющенко и вероятный будущий премьер этой страны Юлия Тимошенко.


Полученная Саакашвили поддержка носит не более чем символический характер. Так, например, г-н Мартенс уже не играет в бельгийской политике заметной роли. Самые заметные лидеры ЕС консервативного направления, вроде Ангелы Меркель, Николя Саркози и Жозе Сократеша в качестве носителей определенной идеологии вполне могут оказать Саакашвили свою поддержку. Но в качестве руководителей своих стран они едва ли переведут эту поддержку в решения государственного уровня.


Это различие не укрылось от самого грузинского гостя. Он отметил, что воспользовался лиссабонским собранием, чтобы привлечь внимание к желанию Тбилиси вступить в НАТО. По его словам, официально озвучивать просьбу о членстве в ЕС он воздержится, что бы «не раздражать людей».


Но и полнокровное участие Грузии в деятельности североатлантического альянса далеко не решенный вопрос. Как объяснили корреспонденту РС натовские дипломаты, организация остается расколотой по «грузинскому» вопросу. США и новые члены союза полностью поддерживают переход Грузии к продвинутой стадии партнерства, т.н. membership action plan. Один из представителей блока описал эту фазу сотрудничества как «вход в туннель, выйти из которого можно только членом НАТО». Государства же Западной Европы относятся к такой перспективе более сдержанно. Германия, Франция и Бельгия, наряду с рудом других стран, полагают, что вступление Грузии в НАТО еще больше накалит обстановку на Южном Кавказе и осложнит отношения Европы с Россией.


При этом Грузию может настраивать на более позитивный лад видимое изменение политики Парижа. С приходом здесь к власти Николя Саркози Франция отказалась от противодействия США при каждой возможности, и, как представляется, готова пойти на шаги, от которых ранее воздерживалась, дабы не раздражать Москву.


Комментируя результаты своей поездки на крайний запад Европы, Михаил Саакашвили призвал Евросоюз и США «без раздумья» принять меры в поддержку территориальной целостности Грузии, если при поддержке России Абхазия объявит себя независимым государством. Президент не уточнил, каких мер он ожидает. Западные эксперты не исключают со стороны Сухуми такого шага, если свою независимость от Сербии официально провозгласит Косово.


По мнению собеседника РС, нормализация отношений Грузии с РФ возможна в случае готовности Москвы «следовать правилам»: «Полагаю, мы можем установить новые правила, которые внесут предсказуемость в наши отношения. Конечно, приятней иметь дело с открытыми обществами. Но не каждая страна в мире имеет демократические порядки, зато очень многие страны следуют определенным правилам».


Саакашвили продолжил беседу рассуждениями об экономических успехах своей страны в условиях «100-процентной экономической блокады со стороны России». По его словам, его стране гораздо труднее отражать «военные провокации» со стороны Абхазии и Южной Осетии.