Придя к власти два года назад, партия братьев Леха и Ярослава Качинских (нынешних президента и премьер-министра страны) «Право и справедливость» (ПИС) заявила, что приступает к строительству Четвертой республики. Третьей республикой они назвали Польшу после 1989 года - по мнению Качинских, страна погрязла в коррупции, а установившаяся система управления являлась результатом сговора наследников коммунистов и руководства возглавлявшей раньше оппозицию «Солидарности».
Для монопольного управления государством ПИС не хватало мандатов в сейме, и Ярослав Качинский пошел на коалицию с популистской партией «Самооборона» и консервативной Лигой польских семей. Однако она распалась после 15 месяцев совместного правления. Потеряв поддержку парламентского большинства, премьер пошел на досрочные выборы.
С самого начала оппозиция критиковала «Право и справедливость» за откровенный популизм и союз с маргиналами, неэффективную внешнюю политику на восточном и западном направлениях, а также за использование спецслужб в своих политических интересах.
Ярослав Качинский называет эту критику сопротивлением низложенных им «псевдоэлит Третьей республики». Он признал свое поражение, которое назвал временным: «Мы не смогли выиграть на широком фронте борьбы с Гражданской платформой и другими силами, которые отчаянно сопротивлялись реформам и очищению государства. Не получилось. Однако нужно помнить, что мы получили больше голосов, чем на минувших выборах. Это признание того, что мы сделали за эти два года. Люди это поняли». Правящая ПИС получила поддержку около 31% пришедших на избирательные участки, что позволило ей занять второе место.
Поскольку ни одна из партий не получила сейчас более половины голосов и не может самостоятельно сформировать правительство, неизбежным становится создание парламентской коалиции. Еще до выборов наиболее реальным партнером Гражданской платформы эксперты называли блок левых партий. Он предсказуемо занял третье место с 14% голосов, однако лидеры левых пока отказываются говорить о коалиции с Туском. Другим возможным участником коалиции является Польская крестьянская партия, которая с 9% голосов замыкает список партий, вошедших в парламент. Депутаты от Крестьянской партии и Гражданской платформы уже эффективно сотрудничают в местных органах самоуправления в ряде регионов страны. Лидер крестьян Вальдемар Павляк, впрочем, пока также отказывается комментировать свое вероятное вхождение в правительство Дональда Туска. «Избиратели оказали больше доверия более крупным партиям. И это в их руках теперь находится инициатива по созданию правительства. Нужно подождать. Мы не должны сейчас принимать поспешных решений», - отмечает лидер крестьян.
Не исключена вероятность и того, что Гражданской платформе коалиционные переговоры не удадутся или она вовсе не станет их проводить, рассчитывая создать устойчивое правительство меньшинства. До 50% голосов фракции ГП в сейме не будет хватать всего 6-7 голосов ; возможно, партия постарается перетянуть на свою сторону нескольких депутатов из других фракций.
Но что изменится в Польше с приходом к власти либералов? Прежде всего, ГП обещает либерализацию экономики через введение единого налога и упрощение процесса регистрации компаний. Перемены неизбежны и во внешней политике. По мнению Дональда Туска, двухлетнее правление «Права и справедливости» дорого обошлось для имиджа страны на международной арене. Он выступает за более тесное сотрудничество с руководящими органами Европейского Союза. Один из лидеров Гражданской платформы Богдан Здроевский пообещал также «вывести войска из Ирака и изменить характер нашей миссии в Афганистане, где в настоящий момент мы бежим впереди поезда». Впрочем, здесь у нового правительства могут быть серьезные проблемы – остающийся на своем посту президент Лех Качинский является сторонником продолжения военного присутствия в Ираке и активного участия в афганской операции. Президент также выступает против введения единого налога и дальнейшей приватизации больниц и поликлиник.
В парламент не попали еще недавно представленные в правительстве «Самооборона» и Лига польских семей (их лидеры Анджей Леппер и Роман Гертых занимали посты вице-премьеров). Бывший вице-спикер сейма от «Самообороны» Геновефа Вишневска уверяет, что ее организация «восстанет, как Феникс из пепла». Однако политологи совсем не разделяют оптимизма г-жи Вишневской – ведь по сравнению с предыдущими выборами «Самооборона» получила в 10 раз меньше голосов.
Примечательно, что общая явка выросла на 13%. На ряде участков не хватило бюллетеней – никто не ожидал от избирателей столь высокой активности. Социолог Войцех Новак отмечает интерес к выборам со стороны молодежи. Именно ее голоса принесли победу Туску: «Молодые люди отдавали себе отчет в том, что их голос может повлиять на изменение ситуации в стране». По словам эксперта, немалое влияние на исход выборов оказало и то, что впервые возможность голосовать получили те, кто родился и вырос уже в свободной Польше, и для которых поднимаемые Качинскими вопросы не являются актуальными.
Премьер Ярослав Качинский уверен, что его партия еще вернется к управлению страной. «Мы наверняка встречаемся на объявлении результатов голосования не в последний раз. Наверняка. Обещаю вам, что придет время, когда мы сделаем это при более приятных обстоятельствах», - отметил г-н Качинский, который вскоре уступит свое место новому главе кабинета министров.