Директор ФСИН: подростки взбунтовались, насмотревшись «бандитских» сериалов

Взбунтовавшиеся подростки не пожалели компьютерный класс и другие дорогие подарки попечителей

Расследование обстоятельств и причин бунта в кировградской колонии для несовершеннолетних открывает все новые подробности беспорядков. Реальное наказание получат те, кто дал повод к бунту и принимал в нем участие - воспитанники колонии и, возможно, некоторые сотрудники системы исполнения наказаний. Правозащитники обращают внимание, что закон не карает тех, кто игнорировал и продолжает игнорировать настоящие причины подобных ЧП.


Как теперь выясняется, бунт воспитанников колонии в Свердловской области был не таким уж бессмысленным и беспощадным. Когда после выстрелов на поражение и гибели двух воспитанников стало окончательно ясно, что побег не удастся, толпа добыла из подсобок краску и другую «химию» и стала поджигать здания в колонии.


Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин пробует рассматривать саму «карту» поджогов как проекцию проблем заключенных: «Когда начались эти пожары и прочие бесчинства, то оставили в неприкосновенности церковь, баню, которую сами строили и в которой мылись, и столовую, где ели, общежитие. Значит, претензий по этой части, видимо, было не очень много. А вот школу сожгли (возвращаемся к проблеме воспитательной части) и сожгли те места, где видели своих (правильно или неправильно, тут можно спорить) врагов.


Председатель общественного совета при свердловском УФСИН Вячеслав Новгородцев к этому добавляет, что бунтари первым делом разгромили современный компьютерный класс, который приезжал открывать лично губернатор Эдуард Россель, разбили дорогой плазменный телевизор - один из последних подарков попечителей колонии. «Видимо, все-таки здесь есть какая-то у подростков обида: в жизни-то они до этого ничего этого не видели, а сейчас их пытаются одарить, приезжают правозащитники и общественные организации. А они, видимо, все-таки не воспринимают эту помощь», - полагает Вячеслав Новгородцев.


Перед картиной такого избирательного варварства каждый становится немного психологом. Директору ФСИН России Юрию Калинину задавали вопросы и по психиатрии. По ходу разбирательства стало известно, что большая часть воспитанников колонии нуждалась в коррекционной педагогике ввиду наличия явных психических расстройств. «Из каких семей эти подростки? – задавался вопросом главный российский надзиратель. - Да, среди них есть, можно сказать, патология. Да, может жизнью доведены до этого. Только ограничительными мерами нельзя, видимо, работать, нужно методики искать. Средняя зарплата сотрудников кировградской колонии сегодня составляет 15-17 тысяч рублей, она не конкурентна. Поэтому высшее образование на сегодня имеют всего 15 процентов работников детской колонии».


Случай в Свердловской области совсем не похож на недавний бунт в «Крестах», заявляет Юрий Калинин. Там заключенных спровоцировали авторитеты извне. А в уральской колонии, дескать, все развивалось по другим законам. Но директор ФСИН в один голос с российским уполномоченным по правам человека тут же говорит, что влияние криминальных «понятий» на заключенных всех возрастов и любых российских колоний намного сильнее авторитета администрации. «Проблема в том, что мы не победили и не можем победить криминальные законы, криминальную практику», - говорит Владимир Лукин. «И криминальное сообщество, которое существует на свободе», - добавляет Юрий Калинин.


Пока в аппарате уполномоченного по правам человека не решили, что делать с таким объемом полученной на Урале прямой и косвенной информации о жизни и законах «зоны». Замначальника управления государственной защиты прав человека Валерий Базунов в минувшие выходные провел прием родителей кировградских заключенных. «Может быть, это будет обращение к президенту, - говорит он, - может, это будет специальный доклад или заключение уполномоченного. Очень сложно за несколько дней понять, что было побуждающей причиной произошедших событий».


Тем временем в ходе расследования причин, а не поводов, бунта в Кировградской колонии для несовершеннолетних всерьез рассматривается версия дурного влияния СМИ на умы малолетних преступников. Директор ФСИН Юрий Калинин нелестно отозвался о сериалах «Зона» и «Платина». Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин заявил, что он убежденный сторонник свободы слова, но, возможно, в воспитательных колониях стоит ее ограничить, в конце концов, колония - место лишения свободы.


На это некоторые свердловские правозащитники замечают, что просмотр новостей - тоже плохой прием для воспитания веры в торжество закона. Малолетние преступники увидят, что за былые судимости российских граждан вопреки конституции лишают избирательных прав, то есть возможности быть избранными в Думу.