Националисты будут маршировать, поскольку «власти не дали им должную оценку»

У молодежи появился культ насилия и ненависти

В «Российской газете» напечатан новый список запрещенных к распространению материалов, разжигающих национальную и религиозную рознь. В нем значатся 16 материалов, которые были опубликованы в различных брошюрах и книгах и по решению районных судов запрещены к распространению. Это уже второй список запрещенной литературы, отметил директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:


«Первый список экстремистских материалов был опубликован 14 июля. Он включал 14 материалов. Этот список включает 16 материалов. На мой взгляд, пусть медленно, но верно идет реализация федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Эти списки не отражают реальной ситуации на рынке печатных материалов, поскольку, по данным нашего мониторинга, ежегодно выпускается порядка 20 наименований книг, брошюр общим тиражом до 0,5 миллиона экземпляров. В России издается порядка 100 газет радикальной националистической направленности.
Проблема состоит в том, что очень слаба правоприменительная практика. Правоохранительные органы, прокуратура крайне неохотно проводят расследования подобных текстов. Очень пассивно работает судебная система по оценке подобных публикаций, которые грубо нарушают Конституцию, действующее российское законодательство.
В этом списке абсолютно отсутствуют материалы, которые издаются в Москве и в других российских регионах. Это книги откровенного радикального националистического содержания с призывами разжигания межнациональной розни, с призывом к насильственным действиям, призывы создания вооруженных отрядов, приобретение оружия, актов возмездия и так далее. Но, я думаю, что начало положено. Создание подобных списков может оказать некое воспитательное воздействие на идеологов розни, издателей радикальной литературы».


Впрочем есть и опасность, что в подобные списки попадут материалы политических оппонентов властей, считает Александр Брод: «Нужно постоянно помнить о том, что эта норма - закон "О противодействии экстремизму" - не должна превращаться в какую-то карательную дубину для оппозиции, для деятельности политических организаций, правозащитных, оппозиционных, независимых журналистов, чтобы в этот список не попадали материалы, критикующие чиновников, выступающие против коррупции, против произвола правоохранительных органов. То есть очень четко нужно разделять злоупотребление законом, нарушение закона от открытой независимой правозащитной или журналистской деятельности».


Перед публикацией списка несколько общественных организаций заявили о подготовке «Русского марша» во многих городах России. Член оргкомитета «Русского марша-2007», депутат Государственной Думы Николай Курьянович призывает своих соратников заявить о фактической дискриминации русского народа:


«Есть у нас твердое намерение провести и в этом году 4 ноября "Русский марш" и не только в Москве, но и в других городах, республиканских, областных центрах, мелких районах городских. Мы призываем все те общественные организации, зарегистрированные, не зарегистрированные, которые принимали участие в предыдущих "Русских маршах", заявить о том, что есть такой русский народ, который лишен своей юридической правосубъектности, нет упоминания о нем в Конституции, что 282 статья уже называется "русская" и употребляется, как правило, против русских патриотов, которых пытаются клеймить как фашистов, нацистов, антисемитов, ксенофобов и экстремистов, что, конечно же, не соответствует действительности».


Московский политолог Алексей Власов считает, что организаторы «Русского марша» преследуют свои личные политические цели: «Государство многонационально. Любая форма проявления таких экстремистских и полуэкстремистских настроений чревата, прежде всего, для духовной, идейной, а, в конечном счете, и для территориальной целостности государства. Поэтому определяя свою позицию, высказывая свою точку зрения на так называемый "русский вопрос", организаторы этих маршей, как мне кажется, решают, прежде всего, собственные политические или какие-то иные проблемы, в меньшей степени думая о том, чтобы обеспечить реальную оптимизацию и гармонию в отношениях между нациями в России».


В понедельник в Москве был задержан лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов (Поткин). По некоторым данным, его задержание связано с инцидентом в Петрозаводске в конце августа 2007 года. Тогда Петрозаводский суд вынес постановление об административном аресте лидера ДПНИ на пять суток за неподчинение милиции. Однако соратники Белова считают, что таким образом власти пытаются сорвать проведение «Русского марша» в Москве.


После задержания и доставки в Чертановский суд, Белов заявил, что ему стало плохо, и его отправили в больницу. В больницу Белова сопровождало около 70 членов ДПНИ, которые долгое время находились около лечебного учреждения. Ранее, узнав о задержании Белова, они собрались у здания Чертановского суда. По информации сайта ДПНИ, туда были стянуты дополнительные силы милиции. Николай Курьянович считает, что, несмотря на задержание лидера ДПНИ, «Русский марш» в Москве будет проведен:


«У нас твердое намерение, несмотря ни на что, провести "Русский марш", поскольку это легальное мероприятие, укладывающееся в каноны того официально объявленного праздника, который будет отмечать вся наша страна 4 ноября. Конечно, у власти есть опасения, чтобы это не сопровождалось какими-то чрезмерно радикальными выпадами, экстремистскими заявлениями. Но коль скоро мы беремся за проведение "Русского марша", то постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы не допустить никаких провокаций».


Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что для межнационального государства подобные мероприятия недопустимы:


«Эти марши продолжаются, поскольку правоохранительные органы, органы власти не дали должную оценку первым маршам, которые начинались несколько лет назад. Неоднократно наша организация, Московский антифашистский центр обращались в прокуратуру Москвы, в Генеральную прокуратуру, но должной оценки той ксенофобской риторики, ксенофобским лозунгам не было дано. В результате у организаторов этих маршей появился синдром безнаказанности. Они готовят новую акцию. Это особенно опасно сейчас в период выборов. Вообще, это недопустимо для демократического многонационального государства. Поэтому, я думаю, что нужно очень внимательно подходить к разрешению подобных акций, и очень четко реагировать на ту шовинистическую, ксенофобскую риторику, которая может прозвучать. И в этот раз не спустить на тормозах, а все-таки применить силу закона для того, чтобы не дать больше радикалам спекулировать понятиями "патриотизм", "Родина", "государство", которые используются ими в грязных политических целях для того, чтобы привлечь к себе внимание, особенно в период избирательной кампании».


Как утверждают правозащитники, Москва переживает новый всплеск нападений на межнациональной почве. Только за последние дни здесь было совершено 15 подобных преступлений. И подобного рода преступность растет из года в год на 10-15%.


«Преступления становятся все больше демонстративными, наглыми, вопиющими, массовыми. Я думаю, что это отголоски запущенности проблемы, которая не решалась в течение 10 лет в Российской Федерации, когда власть полностью устранилась от решения миграционных, национальных проблем. Абсолютно не работали правоохранительные органы, не пресекали создание радикально-националистических группировок, не реагировали на публикации ксенофобского характера. В результате просто у молодого поколения появился культ насилия. И если молодой человек, который входит в радикальную организацию, убивает представителя мигрантского сообщества или уроженца Кавказа, Средней Азии, то он воспринимается в глазах своего окружения как герой. Нужно говорить об определенном культе насилия, культе ненависти. Это очень опасная тенденция. Думаю, что в ближайшие 3-4 года уровень ксенофобии будет расти. Поэтому сейчас очень важно государству, обществу мобилизоваться и переломить ситуацию», - заключает Александр Брод.