В Арбитражный суд Москвы поступило ходатайство о завершении процедуры банкротства ЮКОСа. Конкурсное производство в компании может быть закрыто, поскольку кредиторам выплачено 873 миллиардов рублей - 100% суммы заявленных требований, считает временный управляющий компании Эдуард Ребгун. Общая сумма, которую кредиторы и государство получило после продажи активов ЮКОСа, превысила 877 миллиардов рублей. Благодаря налоговым претензиям к некогда самой крупной российской нефтяной компании федеральный бюджет получил 416 миллиардов рублей, а благодаря продаже имущества ЮКОСа на аукционах и процедуре банкротства – еще 579 миллиардов, сообщает ПРАЙМ-ТАСС, ссылаясь на Ребгуна.
Замминистра финансов Антон Силуанов в свою очередь назвал сумму в 585 миллиардов рублей и рассказал, куда пойдут эти деньги, пишут «Ведомости». 250 миллиардов государство направит на формирование капитала госкорпорации по развитию ЖКХ, 100 миллиардов - в госкорпорацию по нанотехнологиям, еще 100 миллиардов — на дороги, 40 миллиардов — на погашение долгов по выплатам военным пенсионерам. На что пойдут еще порядка 95 миллиардов рублей, он не сообщил.
Получается, что непосредственно пенсионеры, в данном случае военные, получат от поступившего в бюджет триллиона от продажи ЮКОСа лишь его двадцать пятую часть, или 4%.
Процедура банкротства в отношении ЮКОСа была начата в марте 2006 года. В конце марта Арбитраж Москвы признал обоснованными требования кредиторов компании и ввел в ЮКОСе внешнее наблюдение до того момента, как дело о банкротстве будет рассмотрено по существу. Внешним управляющим «ЮКОСа», по требованию банков, был назначен арбитражный управляющий при Торгово-промышленной палате России Эдуард Ребгун, который уже зарекомендовал себя ранее в качестве конкурсного управляющего «Мосбизнесбанка», компании «Юнистрой» и Московского желатинового завода. За работу в нефтяной компании, Ребгуну назначили ежемесячное вознаграждение в 300 тысяч рублей.
Истцом по делу о банкротстве ЮКОСа в тот момент стала государственная компания «Роснефть», которая ранее купила на принудительном аукционе главное добывающее предприятие компании Ходорковского «Юганскнефтегаз», а в декабре 2005 года, как оказалось, выкупила у 14 иностранных банков-кредиторов долговые обязательства ЮКОСа. Так что начало процедуры – а с таким требованием в российский суд обратился синдикат иностранных банков – кредиторов ЮКОСа – был инициирован «Роснефтью». Эта же компания стала главным приобретателем на аукционах по продаже имущества опальной компании.
«Роснефть» получила крупнейшие сибирские активы ЮКОСа, в том числе «Томскнефть» и Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию. Приобрели представители «Роснефти» и самарские активы компании на сумму 165,53 миллиардов рублей в том числе «Самаранефтегаз», Новокуйбышевский, Куйбышевский и Сызранский НПЗ – то есть крупнейшие производственные активы ЮКОСа. Также в руках компании Богданчикова оказались Ангарская нефтехимическая компания, «Енисейнефтегаз» и Ачинский НПЗ. С учетом «Томскнефти» и «Самаранефтегаза» «Роснефть» выходит на уровень добычи - 112-113 миллионов тонн, то есть обгоняет по добыче лидера нефтяного рынка - ЛУКОЙЛ.
Уступив на аукционе сбытовые активы ЮКОСа в том числе и сеть АЗС компании «Юнитекс». Однако позже выкупила эти активы. То же самое произошло с башней ЮКОСа в Москве и счетами торгового дома «ЮКОС-М», которые достались никому не известной компании «Прана» на 13-ом и самом загадочном аукционе по ЮКОСу.
Распродажа активов ЮКОСа завершилась 15 августа. Тогда же Ребгун заявил, что вырученных средств может не хватить на покрытие кредиторских задолженностей компании, а следовательно конкурсное производство могло быть продолжено. Однако в отчете кредиторам 26 октября управляющий заявил, что 100% требований удовлетворены.
Тем временем в среду окружной суд Амстердама принял решение относительно зарубежных активов ЮКОСа, ушедших с молотка на последнем аукционе. Речь идет о Yukos Finance - собственнике 49% акций трубопроводной компании Transpetrol в Словакии и других активов. Кроме того, на счетах Yukos Finance – 1,5 миллиарда долларов, полученных от продажи в Литве нефтеперерабатывающего завода «Мажейкяй Нафта», принадлежавшего ЮКОСу и купленного польской компанией PKN Orlen.
Победителем аукциона стала компания «Промнефтьстрой», ранее входившая в структуру «Роснефти», но проданная, по заявлению самой «Роснефти», компании «Монте-Валле» в США. Участники торгов были предупреждены о том, что покупка может быть оспорена в зарубежных судах.
Суд Амстердама счел незаконным увольнение руководителей Yukos Finance Брюса Мизамора и Дэвида Годфри и назначение на эти посты представителей конкурсного управляющего Сергея Шмелькова и Леенара Хогербрюхе. Именно Мизамор и Годфри отстаивали в суде незаконность требований основного кредитора ЮКОСа - Федеральной налоговой службы России. Что касается самого банкротства, то его суд Амстердама назвал «противоречащим голландскому публичному порядку», поскольку кредитные требования к ЮКОСу были недостаточно проверены.
Ребгун собирается обжаловать решение окружного суда Амстердама. Однако, как пишет сегодняшний «Коммерсантъ», реакция конкурсного управляющего на это решение, переданная его пресс-секретарем Николаем Лашкевичем, была слишком резкой. Само решение названо «одиозным», «ошибочным», и «суд неправомочно взял на себя роль международного арбитра».
Суд Амстердама первым продемонстрировал несогласие с решениями судов в России по ЮКОСу, пишет обозреватель «Коммерсанта» и делает вывод, что это решение было вынесено с оглядкой на Страсбург, где в Европейском суде давно находится дело ЮКОСа. А раздражение конкурсного управляющего, продавшего активы ЮКОСа может быть связано с тем, что Европейский суд возможно пойдет по стопам амстердамского. Теперь, когда создан прецедент.