Юрий Жигалкин: Пакистанская дилемма Соединенных Штатов. Хиллари Клинтон теряет популярность. Голливуд на забастовке. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Призывом провести без промедления парламентские выборы и восстановить в кратчайшие сроки демократию ответил президент Буш на введение в Пакистане чрезвычайного положения. Сам президент, по словам представителей Белого дома, не говорил с президентом Мушаррафом, поручив эту миссию госсекретарю Кондолизе Райс. Сравнительно сдержанная реакция Вашингтона на пакистанские события, по сведениям источников, близким к Белому дому, объясняется тем, что пока администрация рассматривает введение военного положения, как ошибочное решение союзника и друга, которое можно поправить. Слово - Яну Рунову.
Ян Рунов: «Мы верим, что наилучший путь для Пакистана - скорейшее восстановление действия Конституции и проведение выборов», - заявила Госсекретарь США Кондолиза Райс. В то же время Белый Дом дал понять, что США не могут игнорировать или отложить в сторону важнейшую проблему борьбы с терроризмом.
Вот что думает об американской реакции на ситуацию в Пакистане профессор университета Вилланова в Пенсильвании, политолог Хафиз Малик.
Хафиз Малик: Нет сомнения, что у США есть определённые рычаги давления. Соединённым Штатам пора сменить ориентиры: перестать делать ставку на одного Мушаррафа. Надо не просто искать ему замену, а пытаться наладить отношения с народом Пакистана, который ассоциирует власть Мушаррафа с Америкой. Наступил момент, когда США должны показать, что они на деле за установление демократии в Пакистане и за проведение выборов. Но даже если Мушарраф отложит выборы и не отменит чрезвычайное положение, США вряд ли прекратят оказывать Пакистану военную помощь, потому что её оказывают не Мушаррафу, а пакистанской армии, которая ведёт борьбу с "Талибаном", "Аль-Каидой" и другими экстремистскими группами. Эта борьба может прекратиться, если будет прекращена американская военная помощь. Не думаю, что США пойдут на это. Мушарраф пугает Запад тем, что к власти в стране могут прийти исламские фанатики. Они, конечно, хотят играть роль в стране и хотят получить власть, но на выборах они победить не смогут. Если выборы будут отложены, если Мушарраф не уйдёт с поста командующего армией, боюсь, начнётся кровопролитие. Демонстраций протеста будет всё больше, Мушарраф будет пытаться подавлять их всё более жестокими мерами. США не должны этого допустить всеми возможными способами.
Ян Рунов: В сенате с критикой политики президента Буша в отношении Пакистана выступили как демократы, так и республиканцы. Сенатор-демократ Байден заявил, что Белый дом ошибся, связав свою политику с Мушаррафом. А сенатор-республиканец Спектер обвинил Мушаррафа в том, что он, фактически, ввёл в стране диктатуру, что в борьбе с терроризмом от него не так уж много пользы, и потому давление на него со стороны Белого дома должно быть намного сильнее.
Соединенные Штаты отложили американо-пакистанские переговоры о военном сотрудничестве и обещали пересмотреть программу помощи Пакистану, если ситуация не изменится. По словам Кондолизы Райс, замораживание помощи вряд ли отразится на двустороннем сотрудничестве в борьбе с терроризмом, ибо, видимо, не коснётся чисто военной помощи. Как сказал представитель Министерства обороны США Брайан Уитмен, Пакистан остаётся важным союзником в войне с терроризмом, и поэтому тесное сотрудничество с пакистанскими военными продолжается.
Юрий Жигалкин: Бывший президент США Джордж Буш-старший заявил, что его теплые отношения с Биллом Клинтоном не заставят его поддержать кандидатуру Хиллари Клинтон, у которой, по его мнению, невысокие шансы на то, чтобы добиться номинации в президенты от демократической партии. Скептичная оценка бывшего президента совпала с результатами свежего опроса общественного мнения, свидетельствующего о том, что уровень поддержки Хиллари Клинтон даже среди демократов упал до 44 процентов, на 7 процентов ниже, чем лишь месяц назад. Слово - Владимиру Морозову
Владимир Морозов: В то время как Джордж Буш-старший заявил, что не поддерживает Хиллари Клинтон, на ее стороне выступил другой известный политик - бывший вице-президент Уолтер Мандейл. «Хиллари обладает уникальными данными для того, чтобы восстановить престиж Америки в мире», - сказал Мандейл. После его заявления Национальный комитет республиканской партии не без злорадства напомнил, что Хиллари поддержал уже второй несостоявшийся президент. В 1984 году демократ Мандейл проиграл республиканцу Рональду Рейгану в борьбе за Белый дом. Так же, как в 1972 республиканцу Ричарду Никсону проиграл демократ Джордж Макговерн, который сейчас так же поддерживает Хиллари Клинтон.
Все эти нюансы приобретают особый смысл после состоявшихся в минувшее воскресенье дебатов между кандидатами в президенты от демократической партии. Во время дебатов Хиллари обвинили в том, что она уходит от прямого ответа на вопрос о предании гласности некоторых документов Белого дома, относящихся ко времени, когда она проживала там на правах первой леди.
Участники дебатов обвинили ее и в двуличии, так как она в течение короткого времени успела выступить за и против предложения губернатора штата Нью-Йорк Эллиота Спитцера, который хочет дать нелегальным иммигрантам водительские права.
Некоторые эксперты отмечают, что во время дебатов Хиллари отвечала на вопросы «чисто по-клинтоновски», то есть уклончиво. Говорит Карл Бернстин, известный американский журналист, автор посвященной Хиллари Клинтон книги «Женщина у власти».
Карл Бернстин: Во время дебатов снова возник вопрос - хотим ли мы иметь еще одного президента, который предпочитает не говорить правду, а скрывать ее. Этот вопрос будет теперь преследовать Хиллари и изменит баланс политических сил.
Владимир Морозов: По мнению некоторых наблюдателей, уже изменил. Ранее ожидали, что съезд демократической партии будет этакой коронацией Хиллари Клинтон. Теперь ясно, что предстоит не коронация, а жестокая схватка между Хиллари и другими претендентами на номинацию. Несмотря на то, что сенатор Клинтон по-прежнему лидирует в их списке.
Юрий Жигалкин: Коротко о некоторых из новостей дня и о том, надолго ли замер Голливуд.
После нескольких лет уговоров Пекин согласился установить прямую телефонную связь - горячую линию - между Пентагоном и китайским Министерством обороны. Нежелание китайцев открыть чрезвычайный канал коммуникации между руководством двух стран, по образцу американо-российской горячей линии, существующей уже несколько десятилетий, заметно тревожило Белый дом, который опасается, что случайный инцидент, подобный столкновению американского самолета-разведчика с китайским истребителем, может спровоцировать военный конфликт. Отказ Пекина усугублял и без того сильные опасения по поводу китайских намерений, например, внятно не объясняемых Китаем причин гигантского увеличения своего оборонного бюджета, который повышается почти на 20 процентов в год. Министр обороны Роберт Гейтс, находящийся в КНР с официальным визитом, сообщил в понедельник о том, что он достиг согласия с китайским военным руководством по вопросу об учреждении горячей линии. Но его китайские собеседники, несмотря на просьбу министра, судя по всему, отказались разъяснить причины проведения январских испытаний антиспутниковой ракеты.
Необычно кровавым выдался понедельник для американского корпоративного мира. Совет директоров «Ситибанка» официально объявили об увольнении Чарльза Принса, управляющего крупнейшим американским банковским конгломератом. «Тайм Уорнер», владелец Голливудской киностудии, кабельных сетей, журналов, отправляет в почетную отставку своего управляющего Дика Парсонса. На прошлой неделе был вынужден покинуть одну из самых высокооплачиваемых должностей в Америке Стэн Онил, глава крупнейшей инвестиционной фирмы «Мерилл Линч». Главы компаний-символов американского бизнеса стали прямыми жертвами кредитного кризиса, падения курсов акций их компаний и неожиданной неприятной правды, открывшейся глазам инвесторов: казавшиеся непотопляемыми фирмы-звезды финансового мира оказались неспособными предвидеть проблемы и предохраниться от гигантских финансовых потерь. Многие на Уолл-стрит, впрочем, приветствуют изгнание с руководящих постов провалившихся лидеров, надеясь на то, что их уход знаменует нижнюю точку рыночных потрясений, однако, как говорят скептики, с такой же степенью вероятности можно предположить, что это устрашающий признак надвигающихся проблем.
В понедельник около 12 тысяч сценаристов вышли на забастовку. Первая за 20 лет стачка в Голливуде может нанести удар по одной из крупнейших отраслей американской индустрии и важнейшей статье американского экспорта. Сценаристы давно сетовали на свой второсортный статус, на то, что их превратили в обслуживающий персонал на всемирной фабрике звезд. Теперь они готовы наглядно показать, кто есть кто в Голливуде. Хотя на первых порах забастовка не отразится на производстве фильмов (продюсеры запаслись сценариями в ожидании забастовки), несколько недель простоя могут обойтись кино и телеиндустрии в миллиарды долларов убытков. Рассказывает Аллан Давыдов.
Аллан Давыдов: Тысячи сценаристов кино и телевидения в США организовали забастовочные пикеты. Они сделали это по призыву Американской гильдии сценаристов после провала ее переговоров с Союзом кино- и телепродюсеров и руководством студий о повышении оплаты их труда. Пикеты, участники которых сменяют друг друга каждые четыре часа, организованы у штаб-квартиры телесети NBC в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке и у ворот 14 киностудий в Лос-Анджелесе. Сценаристы намерены бастовать до тех пор, пока в новый коллективный договор с работодателями не будет вписан пункт о повышения отчислений с продаж видеодисков с записями их фильмов и с демонстрации фильмов и телепрограмм в Интернете. Забастовка сценаристов оставляет без литературного материала многие популярнейшие сериалы, демонстрируемые в прайм-тайм, телекомпаниям придется гонять повторы, а первыми жертвами станут популярные вечерние шоу главных телеканалов, чей хлеб - иронические наблюдения на злобу дня. Иронизируют вечерами ведущие программ-телезвезды, но тексты им сочиняют члены гильдии сценаристов. Эксперты не исключают, что длительная забастовка может ввести в ступор всю развлекательную индустрию Соединенных Штатов.
Что можно сказать об обоснованности требований бастующих сценаристов? Об этом я спросил профессора Школы средств коммуникации Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе Джонатана Таплина.
Джонатан Таплин: Они абсолютно обоснованны. Выручка от рекламы по Интернету растет на 30 процентов в год, в то время как на телевидении - на 3 процента. Весь основной поток прибыли идет через Интернет. Многие веб-сайты, использующие материал телесетей и Голливуда, щедро делятся с ними своей прибылью. И сценаристы просто хотят получать от этого бизнеса свою законную долю.
Аллан Давыдов: Но почему студии им отказывают?
Джонатан Таплин: Обычная история. Сколько я помню, студии всегда делают вид, что получаемая прибыль не позволяет им делиться со сценаристами. Но быстрое развитие Интернета заметно усилило разрыв между ростом прибыли медиа-индустрии и повышением оплаты труда сценаристов. И когда студии задним числом произвели удержания с гонораров сценаристов, это настолько разъярило последних, что 90 процентов членов гильдии поддержали забастовку.
Аллан Давыдов: Каких последствий можно ждать от забастовки?
Джонатан Таплин: Телевизионный бизнес еще продержится 4-5 месяцев. Кинобизнес - до полутора лет. Но экономике в районе Лос-Анджелеса может грозить спад, поскольку на киноиндустрии там многое завязано в технических службах и в общественном сервисе. Продолжение конфликта сократит прибыль телекомпаний, вынужденных размещать рекламу по заниженным расценкам в повторных передачах. В конечном счете, мы можем увидеть в эфире сплошные реалити-шоу, для съемок которых сценаристы не нужны.
Аллан Давыдов: Предыдущая забастовка американских кино- и телесценаристов проводилась в 1988 году. Она длилась пять месяцев и обошлась индустрии развлечений более чем в полмиллиарда долларов.