Цены на продовольствие: на Урале вспомнили про «нормы отпуска товара в одни руки»

Производителей продовольствия заставили декларировать повышение цен, торговые сети пользуются пока большей самостоятельностью


Правительство Свердловской области объявило, что в регионе в основном удалось остановить рост цен на продовольствие, но это касается пока только продуктов местного производства. А цены на ввозимые, например, растительное масло или сыр местные власти называют необоснованно завышенными - и намерены это доказать.


Масло и сыр в Свердловской области этой осенью подорожали в два раза. При всех мировых экономических причинах роста цен на продовольствие это запредельно, считают в областном правительстве. Созданная полгода назад комиссия по контролю за работой рынков получила новое задание – если раньше она следила, чтобы иностранцы на рынках не торговали, то теперь сформированный уже орган пригодился, чтобы разобраться с ценами. Очень быстро выяснилось, что многим торговцам пришлась по душе сама идея подорожания товара, и дороже стали не только ввезенные продукты, но и снесенные в Свердловской области яйца, возмущается региональный министр сельского хозяйства Сергей Чемезов: «За прошедшие дни удалось побывать в десятках магазинов Свердловской области, не только в центре, в городе Екатеринбурге. Мы считаем, что когда яйцо выходит с птицефабрики по цене не 24,5, а 24 рубля, что удалось решить за прошедшую неделю (то есть на 50 копеек снижение цены в производстве произошло), десяток яиц категории 1С не может быть дороже 30 рублей. И цена, обнаруженная нами в магазинах рабочего поселка Пышма - 36 рублей при поступлении с Боровской фабрики по 26 рублей - такого не может быть».


В Свердловской области не все продукты прибавили в цене так существенно, как в соседних регионах - меряются долями процента с соседями свердловские власти. За относительную стабильность благодарят отраслевые союзы - дескать, объединенные производители продовольствия на Среднем Урале оказались достаточно сознательными, чтобы без лишнего шума и давления на рыночную экономику вступить в диалог с региональными властями. О роли отраслевых союзов в обуздании цен говорит председатель свердловского областного некоммерческого объединения «Молочный союз» Владимир Гафнер: «Цена не может не повышаться. На какой уровень повышение - это другой разговор. Ниша западной молочной продукции - нужно было ее заполнять, поэтому некоторые воспользовались этой ситуацией, особенно в части молока. Крупные брендовые организации часть Западной России кормят восстановленным молоком. Наше население пьет живое молоко, которое произведено на товарных фермах нашей области. Другое дело, что оно тоже повысилось в цене – по 15 рублей оно идет с машины оптом, минуя торговлю».


Сколько свердловчане выиграли оттого, что такой диалог между властью и производителями состоялся, свердловский министр сельского хозяйства сказать не смог. По его словам, никто не пытался прогнозировать возможный рост цен, если бы специальная комиссия не взялась за дело. Поэтому результатом работы называют обращение в Совет Федерации с предложениями «введения ограничений на экспорт масложировой продукции и, конечно же, зерна. Исключить из таможенных соглашений с нашими партнерами по СНГ трансферты продовольствия без соприкосновения с таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации, в том числе и через свободную экономическую зону Калининград. И третье предложение, касающееся деятельности органов федерального уровня, по отношению оплаты налога на добавленную стоимость. Хлебный переработчик, покупая сырье сельскохозяйственное, платит налог на добавленную стоимость, в который входит входная цена на продукт, то же самое молочные, мясоперерабатывающие предприятия. Мы выступаем за то, чтобы приняты были поправки в Налоговый кодекс, и облагалась только та добавленная стоимость, которая формируется при переработке сельскохозяйственного сырья в готовые виды продуктов», - объясняет Сергей Чемезов.


Теперь все производители продовольствия в Свердловской области должны будут декларировать планируемое повышение цен в Региональной энергетической комиссии, экономически обосновывая неизбежность подъема цен. Торговые сети пользуются большей самостоятельностью в установлении торговой надбавки. До этой осени свердловские власти говорили о массовом приходе федеральных и мировых торговых сетей в регион исключительно как о благе. Теперь рядовые покупатели выслушали обещание торговцев заморозить торговые наценки на минимальном уровне и рассудили, что замороженные цены обречены оттаять, и стали скупать растительное масло в таких количествах, что екатеринбургский супермаркет известной европейской сети ввел советские правила: не больше четырех коробок растительного масла в одни руки.