Участники предвыборной гонки продолжают агитацию в средствах массовой информации. Во вторник вечером на Российском канале сошлись коммунисты, СПС и «Справедливая Россия» - три партии, чьи шансы на прохождение в пятый созыв Госдумы выходят за рамки статистической погрешности и расцениваются социологами (не всеми, правда), как вполне реальные.
Но дебаты получились не очень. Все понимали, что главный соперник остался за дверями студии, а по избирательному закону трудно критиковать без печальных последствий программы конкурентов.
Кандидат от СПС Борис Немцов начал выступление с заявления, что партия СПС — оппозиционная и выступает против узурпации власти и культа личности президента Путина. Как рассказали Радио Свобода присутствовавшие на записи сторонники Бориса Немцова, ведущий первого канала Максим Шевченко предложил ему по окончании записи переписать вступительную речь. Немцов отказался .
Реальная полемика возникла лишь однажды, когда Сергей Миронов, объявивший, что его «Справедливая Россия» находится в жесткой оппозиции к «Единой России», грудью бросился защищать лидера списка единороссов Владимира Путина от Бориса Немцова.
Аргументы Бориса Немцова сводились к том, что дав согласие возглавлять «Единую Россию» на выборах, Путин тем самым принял ответственность за действия партии. «Людей выгоняют из университетов, если они не ходят на эти митинги. Что это такое? Все это сделала администрация президента», - сказал Борис Немцов.
Сергей Миронов был категорически не согласен со своим оппонентом. С его точки зрения «Единая Россия «подставила президента» и оказала ему «очередную медвежью услугу». Но в целом, по мнению Сергея Миронова, даже несмотря на то, что Путин, подчиняясь партийной дисциплине, отказался от дебатов, «президент у нас очень мощный и это как раз является свидетельством того, какую он имеет поддержку у россиян».
Это, пожалуй, был самый яркий момент дискуссии, а все остальное оказалось много скучнее, за исключением нескольких откровений. Первое: повышение зарплат и пенсий - это правая идея, сообщил господин Немцов. Господин Миронов открыл старую русскую поговорку «семь раз отмерь, на восьмой голосуй», объяснив для непонятливых, что его партия в избирательном бюллетене - восьмая.
Коммунисты Светлана Савицкая и Олег Смолин накануне 90-й годовщины Октября объявили, что нынешним коммунистам каяться не в чем: «Нынешнее поколение коммунистов ни репрессий, ни каких-то действий против нашего народа не проводило. А то, что было раньше, партией КПСС осуждено давно и об этом все наши граждане знают, это мы уже проехали, давайте смотреть вперед».
По мнению Олега Смолина, каяться должны были бы другие члены Компартии - Горбачев и Ельцин, «которые занимали высокие посты в этот период». По словам Смолина именно коммунисты вносили закон об интересах репрессированных людей, лучше всех голосовали и «это были реальные дела, а не политический треск».
Утро среды обошлось без поливания соком: Владимир Жириновский и Борис Немцов предельно корректно, если не сказать, скучно, говорили о внешней политике. Немцов - об угрозе китайской экспансии, а давно уже отказавшийся от мытья сапог в Индийском океане Жириновский - о восстановлении Союза.
«Речь не идет о том, чтобы кого-то присоединять. Но миллионы русских остались проживать в соседних с нами государствах. Если там сложится благоприятная обстановка, пройдут референдумы абсолютно добровольно и будет изъявлено желание воссоединиться с соседней территорией, например, Восточная, Южная Украина, Приднестровье через юг Украины, если юг Украины войдет в Россию, Абхазия, которая входила в состав Российской империи самостоятельно, Южная Осетия, Казахстан и вся Средняя Азия, ибо в 1991 году они не хотели уходить, их просто вытолкнула команда Ельцина, они ничего не понимали, в Туркмении вообще позже всех», - поделился геополитическими планами на будущее Владимир Жириновский.
Но пока Союз не восстановлен, по мнению Жириновского, партнеры по СНГ должны платить за нефть и газ по мировым ценам. Борис Немцов в ответ призвал миллионы достойных, умных и свободных людей прийти 2 декабря на выборы и проголосовать за оппозицию.