В Москве состоялась премьера документального фильма Юрия Хащеватского "Вперед, в прошлое"

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Андрей Шароградский: В Москве в Центральном доме литераторов состоялась премьера документального фильма "Вперед, в прошлое". Эта лента - о начавшемся возвращении России в советский мир. Автор фильма - известный белорусский режиссер и лидер гражданской инициативы "Антифашистское действие" Юрий Хащеватский.



Елена Фанайлова: Документалист Юрий Хащеватский - лауреат множества европейских премий и непримиримый критик президента Лукашенко, которому посвящался фильм «Обыкновенный президент». Хащеватский - исследователь советского и тоталитарного мира в лентах «Боги серпа и молота» и «Русское счастье». Хащеватский - репортер, который в фильме «Площадь» показывает, что белорусской власти на демонстрации противостоит не кучка интеллигентов, а тридцатитысячная толпа. Хащеватскому почти невозможно работать в Белоруссии, но он работает, а также вот только что закончил работу в России по предложению друзей из СПС. Своих интересов и связей Хащеватский не скрывает, считает, что его фильм поможет русскому парламентаризму, а задачи интеллигенции видит так...



Юрий Хащеватский: Бороться за парламентаризм, бороться за оппозицию внутри власти. Без оппозиции власть невозможна. Власть, она на то и власть, она другой быть не может, она хочет власти безраздельно, всегда. И только общество эту власть останавливает, только общество говорит: нет, господа, для вашей власти существуют барьеры. Для нашего общего контроля - вы за нами, за обществом, а мы за вами, за властью - существуют независимые суды, существует негосударственная независимая пресса, существует свобода слова, существует возможность вас сменить, возможность вас переизбрать. И это очень важно, за это надо бороться.



Елена Фанайлова: Считает режиссер Юрий Хащеватский. Его фильм «Вперед, в прошлое», с одной стороны, напоминает политические дебаты: выступлениям депутатов "Единой России" противопоставлены высказывания лидеров СПС. Но Хащеватский превращается в сатирика, когда заходит речь о новой правящей партии, при этом он может даже не комментировать ход съезда "единороссов", на котором Путин согласился возглавить партийный список, а просто дает монтажные склейки с эпизодом из "Ивана Грозного", где коленопреклоненный народ просит царя вернуться на Москву; режиссер сопоставляет съезд партии власти со сталинским съездом победителей и брежневскими съездами. Вот ставший уже знаменитым эпизод со съезда "единороссов", который режиссер смонтировал с высказываниями простых русских людей из глубинки.



Отрывок из фильма:



- Уважаемые коллеги, слово для выступления предоставляется Лапшиной Елена Николаевне, ткачу пятого разряда текстильного комбината.



Елена Лапшина: Вы, Владимир Владимирович, отказались выдвигаться на третий президентский срок. Скажу честно, когда вы это сказали, то мы не все вас поняли. То есть мы понимаем, что вы уважаете закон, но закон, по моему мнению, можно и переменить, это дело техники.



Владимир Путин: Я с благодарностью принимаю ваше предложение возглавить список "Единой России".



- Жизнь моя сплошная радость! Утром просыпаюсь - я радуюсь тому, что мой подъезд не подорвали на гексогене. Вот захожу в трамвай - я радуюсь, что я плачу пока только 5 рублей, а не 50 рублей за проезд. Когда выхожу - я радуюсь, что пока я ехал, трамвай не подорвали на фугасе. Понимаете, радость, оказывается, она прямо под ногами. Захожу в лифт, и если там только лужа, то я радуюсь, что не куча.



- Вы вспомните, хоть один закон, хотя бы один закон они в пользу трудового народа сделали? Ни одного! Вот и все. Народ потихонечку вымирает, вымирает, вымирает... Разными путями: бабы перестали рожать, старики без лекарств быстрее помирают... Вот и все.



Елена Фанайлова: Спрашиваю режиссера Юрия Хащеватского: "Почему фильм сделан с такой грустной насмешкой?"



Юрий Хащеватский: Вы понимаете, достаточно было посмотреть съезд "Единой России", как сразу стало понятно, что это просто Салтыков-Щедрин, это сатира, это безусловный фарс, абсолютный причем фарс, достаточно циничный. Они-то понимают, что они фарс устраивают. И они понимают, что мы понимаем, что они фарс устраивают. Он устраивают фарс специально для нас, чтобы мы поняли, что они устраивают фарс, что они сейчас и фарсом нас достанут, потому что мы и это съедим. Это чудовищно! Это уже на уровне оскорбления получается, с этой ткачихой, с этим прекрасным, интересным, умным, симпатичным инвалидом, чемпионом Паралимпийских игр. Подиум, чтобы он въехал туда, и Владимир Владимирович его так хорошо... Господи, по-моему, единственный подиум в России был для инвалидов. Мне кажется, что больше подиумов нет. Все это настолько противно и мерзко, что, конечно же, над этим надо смеяться.


Я воспользовался работой мои коллег, которые мне дали свои материалы. Постольку-поскольку в нашей среде все очень понимают это все. Многих это все уже достало, многих наших коллег, и они, конечно же, с радостью идут на то, чтобы помочь сказать слово правды, сатиры и так далее.



Елена Фанайлова: Перед фильмом Юрий Хащеватский сказал, что Россия повторяет путь Белоруссии. Потом мы разговаривали с ним на лестнице Центрального дома литераторов, и вдруг мимо с шумом пробежали какие-то люди, за ними охрана. Оказалось, неизвестные пытались украсть список зрителей, которые оставляли свои координаты. Хащеватский реагирует не без юмора.



Юрий Хащеватский: Это тоже очень интересное дело. Что там бояться провокаторов? Ну, список и список. Хотя это уже похоже на Белоруссию, у нас уже все это происходит вот так же. Во-первых, я не могу делать кино в Белоруссии официально, запустить съемки фильма с какой-нибудь белорусской фирмой, с каким-нибудь белорусским продюсером - назавтра продюсер сядет, все будет разбомблено. У нас уже отбирали технику в Союзе кинематографистов, пришли и отобрали все. Но мы на свои деньги купили камеры, купили себе монтажные компьютеры. Да, конечно, в центре Минска если вы поставите камеру, и вообще, в любом городе белорусском - через две минуты к ней подойдут два человека в штатском. С другой стороны, понимаете, можно работать, потому что уже огромный опыт, мы уже все знаем, как они будут действовать, мы уже знаем, как их обманывать, мы уже знаем, как снимать так, чтобы они не успели ничего сделать.



Елена Фанайлова: А заканчивает режиссер Юрий Хащеватский свой фильм "Вперед, в прошлое" выходом Владимира Путина из Кремля и старой хроникой - эпизодами Октябрьской революции. Дикторский голос из советского времени напоминает зрителям: "Дело революции бессмертно".