Первая передача, о которой я говорил в прошлое воскресенье, - чисто информационная: «Чемпионат России. Обзор тура». Оставила она двоякое впечатление: голы, острые моменты, разного рода происшествия - были показаны. С другой стороны: все отчеты о матчах однообразны и старомодны, интервью игроков и тренеров ни о чем, ведущий аналитический подход полностью отвергает, ограничивая себя лишь переходом от сюжета к сюжету. Но большую часть аудитории такие передачи, как мне известно, в течение многих лет вполне удовлетворяют.
Передача «2:1» иная. Интересующемуся футболом зрителю дает она много больше. Связывают ее с конкретными событиями, с памятными датами, приглашают в студию интересных гостей. На прошедшей неделе решили отметить своеобразный юбилей – 15 лет назад советская команда, добившись сенсационной победы в отборочных матчах, попала в групповой турнир первой Лиги чемпионов. Напомню, ЦСКА победил «Барселону» (1:1 и 3:2).
По сему случаю постоянные ведущие передачи Алексей Андронов и Александр Шмурнов пригласили в студию Геннадия Костылева, тренировавшего в тот год армейскую команду. Серьезное критическое замечание к передаче у меня одно. Внешнему виду ведущих в спортивной редакции НТВ-плюс внимания не уделяют, и манера одеваться некоторых из них вызывает изумление. В данном случае речь идет об Андронове. Неужели никто не может подсказать молодому человеку, что выбранный им имидж, ничего, кроме саркастической улыбки, не вызывает.
Отметить же мне хотелось импровизационный характер беседы. Какое-то воспоминание позволяло перейти к новой теме, порой весьма неожиданной. Ведущие напомнили совсем забытые имена Корсакова, Гришина, Сергеева, еще двух-трех игроков и поинтересовались у Костылева, неужели «Барселону» была способна обыграть «команда середняков», чьи фамилии через десяток лет никто не может вспомнить. Костылев, естественно, этого не признал. Но чуть позже, когда дошли до печальных результатов ЦСКА в предварительной группе, ему все же пришлось согласиться, что выигрыш у прославленных испанцев, действительно, относится к тем загадкам, которые случаются в спорте и логичному объяснению не поддаются.
Хорошо, что в короткой передаче Костылев ушел от разбора тактики ЦСКА в матче с «Барселоной», на чем настаивали ведущие (замечу в скобках, такого рода разборы – любимая тема многих комментаторов НТВ-плюс). Тренер отметил только, что его больше всего страшили атаки соперников, которые начинал 40-50-метровыми, дальними ударами защитник Куман. И в какой-то мере эту опасность удалось нейтрализовать, ибо нападающим было дано задание сразу же атаковать Кумана, как только мяч попадал ему в ноги. На этом, к счастью, предполагаемый долгий разговор о тактике завершился.
Так что осталось время вспомнить матчи ЦСКА в групповом турнире и особенно игру с «Марселем», забившим в ворота москвичей шесть мячей. Напомнили наверняка забывшим об этом зрителям, что Костылева вызывали в УЕФА на специальное заседание, поскольку распространился слух о том, что французы предлагали его игрокам взятки за сдачу матча. А «Марсель» в то время УЕФА строго контролировал: подобное обвинение в его адрес было не первым. Не удержался, к сожалению, Костылев и от истории, которая усиленно распространялась в российской прессе, что футболистов ЦСКА отравили, предложив перед отъездом на стадион разнообразные напитки.
Вспомнили и о том, что руководство ЦСКА, совершенно не рассчитывая пробиться в групповые турниры, даже никого не прислало в Женеву, где обсуждались детали дальнейших матчей. Присутствовали на этом совещании и представители телекомпаний, купившие права на трансляции.
Мне было поручено представлять Гостелерадио и, признаюсь, неожиданная победа ЦСКА повергла меня в шок. Я-то рассчитывал просто послушать, как будут организованы телевизионные трансляции, которые мы будем принимать. Теперь же нам самим предстояло их организовывать, к чему российское телевидение совершенно не было готово. К счастью, быстро стало известно, что стадионов с подогревом в Москве нет, а потому в УЕФА решили, что ЦСКА будет принимать соперников за рубежом. Позднее выбор пал на берлинский стадион.
От сердца у меня отлегло: принимать и оформлять трансляции из других стран мы умели прекрасно, а командировать комментатора за границу труда не представляло. Так что, с удовольствием посмотрев программу «2:1», я искренне пожалел, что о столь интересной и уникальной детали в истории Лиги чемпионов участники передачи, видимо, не знали.