Грузия: оппозиция выбрала единого, но не единственного кандидата

Грузинские власти утверждают, что арестам подвергаются только те, кто нападал на полицейских

Переговоры между представителями грузинских властей и оппозиции пока не принесли конкретных результатов. Оппозиционные политики утверждают, что правоохранительные органы приступили к арестам участников массовых акций протеста в центре Тбилиси. Власти уверяют, что задержанию подвергаются люди, которые совершили нападения на сотрудников полиции во время акции оппозиционеров. Основное требование оппозиции остается прежним - отмена чрезвычайного положения в стране.


«Власти начали арестовывать рядовых участников митинга и столкновений с полицией 7 ноября по обвинению в хулиганстве и в сопротивлении полиции, - говорит один из лидеров республиканцев Давид Усупашвили. - Людей сажают в тюрьму. Мы считаем, это политические репрессии, и в таких условиях ни о каком диалоге речи быть не может. Если они хотят перевести процесс в такую стадию, то и мы потребуем начать расследование по выявлению тех, кто отдал приказ разогнать мирный митинг».


Однако лидер парламентского большинства Майя Надирадзе считает упрек необоснованным: «Это не политические репрессии, а адекватный ответ государства тем хулиганам, которые напали и избили полицейских. По-другому государство действовать не может».


Оппозиционные партии выдвинули единым кандидатом в президенты Грузии беспартийного депутата и бизнесмена Левана Гачечиладзе. Его гипотетическая победа будет означать постепенную ликвидацию президентского поста. «Оппозиция верна тому лозунгу, который она выдвинула вместе с протестующим народом: Грузия без президента, что означает перераспределение полномочий между президентом и парламентом в пользу последнего, сокращение полномочий президента и постепенный уход в сторону парламентской модели, - говорит один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава. - Леван Гачечиладзе, который не является членом ни одной партии и который изначально активно поддерживал эту идею, представляется нам - и, надеюсь, будет воспринят так обществом - именно как человек, который осуществит соответствующие реформы».


Депутат грузинского парламента Ван Байбурт не верит, что в итоге оппозиция ограничиться одним кандидатом: «Поскольку в Грузии почти каждый второй мнит себя президентом, невозможно, чтобы оппозиция выдвинула бы только одного кандидата. Амбиций у всех остальных, кто хочет власти, очень много. Десять партий выдвинули одного кандидата, в данном случае Левана Гачечиладзе. Но выдвинули свою кандидатуры и лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, и лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе, и оппозиционно настроенный Маисашвили, другие представители оппозиционных сил, которые не разделяют идеи объединенных оппозиционеров. Поэтому кандидатов будет предостаточно. Я думаю, человек шесть-семь».


Условия для политической борьбы в настоящее время в стране не созданы, убежден один из лидеров оппозиции Ивлиан Хаиндрава: «По состоянию на сегодняшний день говорить о шансах какого-либо кандидата, кроме, наверное, президента Саакашвили, не приходится, ибо в стране по-прежнему действует режим чрезвычайного положения, продолжаются репрессии против инакомыслящих, политических оппозиционеров, участников массовых акций протеста. В стране не функционируют независимые медиа. Это те вопросы, которые мы ставим во главу угла на переговорах с представителями власти. Но, к сожалению, не получаем никакого ответа. Реально ситуация такова, что президент Саакашвили начал свою избирательную кампанию, в то время как оппозиция лишена какой-либо возможности что-либо делать в этом направлении. При сохранении подобной ситуации вообще проведение выборов ставится под вопрос, потому что когда одна сторона имеет карт-бланш, а другая сторона не имеет никакой возможности доводить свою точку зрения до населения, говорить о выборах просто не приходится».


Михаил Саакашвили по-прежнему пользуется доверием большинства избирателей, утверждает депутат грузинского парламента Ван Байбурт: «Я думаю, что 60-65 процентов проголосуют за нынешнего президента. Большинство населения проголосует за те преобразования, которые происходят в Грузии. Саакашвили имеет свой электорат. Он, конечно потерял примерно треть своих сторонников. Это люди, которых сократили в полиции (около 15-20 тысяч полицейских были уволены), сокращены министерства и ведомства. Этот недовольный электорат, возможно, и не проголосует за Саакашвили. Но его реформы - это то горькое лекарство, которое, надо выпить, чтобы выздороветь».


Предвыборная борьба должна проходить в равных условиях, считают лидеры грузинской оппозиции, иначе люди вновь могут выйти на улицу. «Я не исключаю, что акции протеста могут начаться после отмены чрезвычайного положения, если не будут обеспечены необходимые условия для проведения избирательной кампании, - говорит Ивлиан Хаиндрава. - Если опять населению предложат суррогат, если люди увидят, что власть и оппозиция находятся не в равных условиях, а главное, что продолжается насилие власти над собственным народом».