Следственный комитет при Генпрокуратуре возобновляет расследование обстоятельств смерти журналистов "Новой газеты"

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Андрей Шарый: Следственный комитет при Генеральной прокуратуре вновь открыл дело об убийстве журналиста "Новой газеты" Игоря Домникова. Об этом стало известно вчера, сегодня активно обсуждается это решение.


Домников, редактор отдела специальных проектов "Новой газеты", скончался в июле 2000 года в результате тяжелых травм, полученных полутора месяцами ранее в подъезде того же дома, где он проживал.



Карэн Агамиров: Недавно образованный Следственный комитет при Генеральной прокуратуре начал активно заниматься не доведенными до конца делами. И вот за возобновлением расследования обстоятельств смерти 3 июля 2003 года заместителя главного редактора «Новой газеты» и депутата Государственной думы России от партии «Яблоко» Юрия Щекочихина аналогичное решение принято и по делу об убийстве журналиста того же издания Игоря Домникова.


У микрофона Радио Свобода - шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов, посетивший в понедельник Генеральную прокуратуру.



Сергей Соколов: Мы с удовлетворением восприняли решением Следственного комитета, лично господина Бастрыкина об отмене решения прокурора отказать в возбуждение уголовного дела по поводу двух персонажей - Доровского и Сопота. Доровский - это бывший вице-губернатор Липицкой области, Сопот - московский и липецкий бизнесмен. Потому что у нас есть все основания предполагать, что именно они являются инициаторами убийства нашего редактора Игоря Домникова. Убийство произошло в 2000 году, тогда банда киллеров наемных, которые сейчас осуждены к длительным годам лишения свободы, напали на него в подъезде дома, забили молотком. По материалам делам ясно указывается на причастность Доровского и Сопота, и нам было странно, почему эти люди проходят в деле пока как свидетели. Мы долго настаивали на возбуждении отдельного производства по нему и, наконец-таки, такие перспективы у нас появились.



Карэн Агамиров: Эти люди на территории России находятся?



Сергей Соколов: Да, безусловно, эти люди находятся на территории России. Они все здесь, в пределах досягаемости.



Карэн Агамиров: Опасности нет, что возобновляется дело и они могут исчезнуть, так сказать, за границу куда-нибудь?



Сергей Соколов: Такая возможность есть всегда, другое дело, что сам факт того, что следственный комитет вернулся к этому делу, в любом случае нас не может не радость.



Карэн Агамиров: Домников, Щекочихин, Политковская. Вы на острие борьбы так и будете продолжать находиться?



Сергей Соколов: Мы просо честно выполняем свою работу и мы этим своим принципам изменять, конечно, не собираемся.



Карэн Агамиров: Чем вы объясняете, что вновь образованный Следственный комитет довольно активно начал заниматься делами, которые не до конца были доведены? Не предвыборный ли это ход?



Сергей Соколов: Это может быть все, что угодно. Больше волнует результат, а не его мотивы. Если цели достигаются взаимные, я готов мириться с этими мотивами.



Карэн Агамиров: Подвел черту шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов.


Между тем, Игорь Домников объективно исследовал далеко не одну только Липецкую область. Вчитайтесь в его опубликованные уже после смерти «Вариации на тему собачей жизни»: «Народ ломается внутренне, ориентируясь теперь на то, что нравится, а не на то, до чего еще нужно дорасти. Кремль, Останкино провозгласили царство дурного вкуса и низкопробных жизненных целей. В этой системе только и может существовать депутат Илюхин, а умный журналист Михаил Леонтьев публично восхищаться Пиночетом. Впору вводить в газетах рубрику "Если бы Гитлером был я". Осталось только понять соотношение: любое государство - это бред? Или становление демократии в России - бред? Или Россия - миф, чтобы легче было, а мы - просто отдельные унылые ребята».


И «Советы остающимся»: «Нужно бояться национальной идеи. Под ней ведь понимают простую вещь: мы - самые крутые». Предостерегал убитый в 2000 году журналист «Новой газеты» Игорь Домников.


Насколько актуальны эти его рассуждения для сегодняшней России? Размышления Алексея Мухина - руководителя независимой общественной организации «Центр политической информации».



Алексей Мухин: На самом деле мы имеем дело с очень многоплановой картиной кремлевской жизни. С одной стороны, Кремль вынужден в византийском стиле демонстрировать мощь и силу. Мощь и сила демонстрируются, как правило, внешним великолепием. Это принято в православной церкви и это активно эксплуатируется российскими государственными чиновниками на высшем уровне. Одновременно сквозь это показное великолепие проступает сталинский аскетизм в личном отношении определенных чиновников, которые действительно являются ключевыми элементами механизма государственного управления. И в этом смысле мы имеем дело с очень многоплановой картиной госуправления, которая одним кажется дурновкусием, а другим - верхом совершенства минимализма и самого, что ни на есть, высокого стиля. Смотря, как посмотреть, под каким углом зрения. Автор наблюдал ее только в момент ее зарождения и не увидел все игру красок, которая в дальнейшем ее наполнила. Так что присутствует все в этой картине - и дурновкусие, и отсутствие демократии, авторитарные методы, и демократия, возможно, даже в ее высшем проявлении, и либерализм, и репрессии по отношению к неугодным так называемым олигархом. Репрессии, причем признаваемые на довольно высоком уровне. И одновременно господдержка национальной экономики, лоббистские проекты, которая верховная власть осуществляет, в том числе в отношении тех крупных собственников, которым явно не благоволит.



Карэн Агамиров: То, что возобновляются дела, так называемые не до конца доведенные, по Щекочихину, по Домникову, это не предвыборный пиар, как вы считаете?



Алексей Мухин: Я думаю, что это связано с активизацией действий Следственного комитета. Дело в том, что в Генпрокуратуре за валом работы этим делам не уделялось внимание, а сейчас появилась политическая воля, которая сконцентрирована на руководителе Следственного комитета при Генпрокуратуре Бастрыкине, которому необходимо в краткий период доказать свою эффективность верховной власти, и он ее сейчас доказывает.



Карэн Агамиров: Эффект будет, как вы считаете?



Алексей Мухин: Я думаю, что эффект будет и это на самом деле показали предварительные итоги активизации по остальным делам, например, по делу Анны Политковской и так далее.



Карэн Агамиров: Надеется Алексей Мухин.


Игорь Домников. «Из письма сыну», опубликованного в его родной «Новой газете» 16 июля 2001, спустя год после убийства.


«Долбанные выборы, долбанная политика и при этом нет денег. Слава богу, есть книги, пианино и компьютер. Но прорвемся, я надеюсь...».