В Косово выбирают парламент

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге.



Михаил Саленков: В Косово сегодня утром открылись избирательные участки, население края выбирает парламент. Подробности узнаем у нашего корреспондента в Сербии Айи Куге, которая сейчас на линии прямого эфира.


Айя, расскажите, пожалуйста, как проходят выборы, кто участвует и что говорят наблюдатели, у кого какие шансы на победу?



Айя Куге: Это третьи парламентские выборы в Косово с момента введения в области в 1999 году международных сил и правления ООН. Для участия в парламентских выборах в Косово зарегистрированы 26 политических партий, коалиций и групп граждан. В Косов полтора миллиона избирателей, из которых более 90 процентов – албанцы. Из 120 мест в парламент Косово 20 – автоматически закреплены за национальными меньшинствами. И впервые сегодня выборы в Косово проводятся по пропорциональной системе. Одновременно с парламентскими выборами проходят и выборы и в местные органы власти. Опросы общественного мнения показали, что в Косово ожидается смена власти. Прогнозируется, что наибольшие шансы на успех имеют именно оппозиционные партии – Демократическая партия Косово, которую возглавляет бывший военный командир расформированной освободительной армии косовских албанцев Хашим Тачи, который в последнее время стал относительно умеренным политиком. Однако мало шансов, чтобы эта партия могла набрать более половины голосов избирателей. Всем известно, что после выборов последует создание широкой парламентской коалиции.


Предвыборная кампания прошла спокойно, без насилия. И сегодня утром из Косово тоже не поступала информация, чтобы там были какие-то проблемы. Все албанские партии обещали избирателям, что до конца года Косово станет независимым государством. На втором месте по важности была тема улучшения социального положения граждан. Ведь в Косово очень низкий уровень жизни, а без работы – более половины населения.



Михаил Саленков: Айя, а участвуют ли в этих выборах сербы? Насколько я знаю, Белград призвал не участвовать, бойкотировать выборы.



Айя Куге: Да, официальный Белград призвал косовских сербов бойкотировать выборы, и их лидеры сделали все, чтобы во многих сербских анклавах сегодня даже не были открыты избирательные участки. Просто закрыли школы, где обычно проходит голосование, муниципальные разные помещения, так что многим сербам даже негде голосовать. А причина такого призыва к бойкоту: считается, если бы сербы участвовали, по мнению их руководства, в выборах, это было бы неприемлемо, потому что это якобы узаконило бы возможное провозглашение албанцами независимости Сербии. В Косове осталось около 100 тысяч сербов. В выборах принимают участие сербские кандидаты, но среди них только одна политическая партия, все остальные – это небольшие группы граждан, не имеющие никакой политической силы. И вряд ли можно ожидать, что проголосует больше 2 процентов сербского населения. Они привыкли подчиняться требованиям Белграда, и это правда, что со стороны Сербии на них совершается большое давление. Однако опросы показали, что 15 процентов сербов из Косова считают, что нужно участвовать в выборах в парламент, а 25 процентов из них убеждены, что, не выбирая своих представителей местных органов власти, они потеряют многое. Запросто на муниципальном уровне везде будут управлять албанцы.



Михаил Саленков: Айя, действительно, может такое случиться, что в крае в одностороннем порядке будет провозглашена независимость от Сербии?



Айя Куге: Да, лидеры косовских албанцев сообщают, и население там албанское уверено в том, что до конца года будет провозглашена независимость, даже в одностороннем порядке. Это, в конце концов, и главное предвыборное обещание албанских политиков. Однако аналитики сомневаются, что это будет так скоро, как они обещают, то есть до католического Рождества. Ведь до тех пор вряд ли будут сформированы все органы новой власти – парламент, правительство. И эту независимость просто не будет, кому провозглашать. Известно, что косовские албанцы не будут провозглашать независимость до тех пор, пока не получат сигнал из Вашингтона и не обеспечат хотя бы тихую поддержку Европейского союза.