14 ноября 2007 года национальному символу Швеции и самой любимой детской писательнице Астрид Линдгрен исполнилось бы 100 лет. В Швеции она еще при жизни стала легендой, поскольку не просто развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, но и участвовала в политической жизни, изменяла законы страны и заметно повлияла на развитие детской литературы.
О том, как до сих пор отмечают юбилей Астрид Линдгрен у нее на родине — наш скандинавский корреспондент Сергей Джанян.
Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года в провинциальном городке Виммербю на юге Швеции. С детства дочь фермера мечтала о карьере великой актрисы или лидера движения феминисток, однако жизнь складывалась куда прозаичнее — по окончании школы Астрид работала репортером в местной газете, потом перебралась в Стокгольм, где закончила секретарские курсы, а в 1931 году вышла замуж за своего начальника, Стуре Линдгрена. После замужества фру Линдгрен осела дома, полностью посвятив себя заботам о сыне Ларсе и дочери Карин. Иногда бралась за секретарскую работу, писала статьи для семейных журналов и рождественских календарей. А когда жизнь домохозяйки ей окончательно наскучила, она начала записывать сказки, которые сочиняла для своей дочки.
И вот таким образом мир обрел замечательную детскую писательницу — Астрид Лингрен. Произведениями шведской сказочницы зачитываются все новые и новые поколения читателей, ее книги переведены на 91 язык, а всего в мире их продано около 150 миллионов экземпляров. В самой же Швеции она еще при жизни стала легендой: ведь кроме творческой, писательница вела и активную общественную деятельность — отстаивала права детей и женщин, участвовала в политической жизни страны, и — не будет преувеличением сказать, — заметно повлияла на развитие «общества всеобщего благоденствия». Что и неудивительно, если помнить, что в сказках Линдгрен, как в зеркале, отражались реалии современной ей Швеции.
Так, знаменитая история о девочке Пеппи по прозвищу «Длинныйчулок», увидевшая свет в 1945 году, появилась в то время, когда тема воспитания детей стала весьма актуальной. Социальная политика послевоенной Швеции всячески приветствовала крепкую семью и деторождение, существенно возрос и интерес к педагогическим экспериментам. Стране требовалось новое поколение уверенных и изобретательных людей, — а значит, и находчивость в детях ценилась больше, чем послушание.
Время 1950-х в Швеции было отмечено сверхпотреблением и повышением уровня жизни, выравниванием классовой разницы в шведском обществе и сопутствующими этому социальными противоречиями. В 1955 году Линдгрен пишет веселую и жизнерадостную книгу «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Забавный, толстенький и самодовольный человечек с пропеллером на спине, Карлсон такой же незаменимый товарищ детских игр, как и Пеппи. Однако, в отличие от рыжей выдумщицы, он лишен ее способности к сопереживанию и заботе об окружающих, Карлсон думает только о себе, с ним весело, хотя и немного тягостно играть.
«— Имя Пеппи Длинныйчулок придумала я, а вот Карлсона вначале звали совсем по-другому. Я рассказала моей маме, что по вечерам ко мне прилетает маленький дядечка. Тогда я была совсем ребенком и говорила просто все, что вздумается. Звали его Лильонкваст — это потом уже, когда мама писала книгу, появилось имя Карлсон. На самом деле это не имя, а фамилия — самая обычная шведская фамилия», — рассказывает дочь писательницы Карин Нюман.
1970-е годы в Швеции были весьма политизированными. Эстетика в культуре отошла на второй план, уступив место политике. Теперь на Линдгрен посыпались нападки молодых шведских радикалов — героев ее книг находят элитарными индивидуалистами, а саму писательницу обвиняют в том, что она не анализирует причины зла и социальной несправедливости. Однако на деле вышло так, что в 1976 году Астрид Линдгрен сама включилась в политическую полемику, опубликовав в одной из шведских газет сатирическую сказку про ведьму Помперипоссу и шведское налоговое законодательство, душившее малый бизнес. Сказку эту писательница сочинила после того, как фискальное ведомство начислило ей к уплате налог, превышающий сумму заработка.
Помперипосса очень любила тех мудрых мужей, которые управляли этой страной, и всегда за них голосовала. Была Помперипосса детской писательницей и книжки ее дети читали во всех странах мира. Так что она зарабатывала достаточно на пропитание. Но вот мудрые мужи приняли решение относительно одного налога, который назывался маргинальным, и что-то они там напутали в цифрах.
И однажды хороший приятель спросил у Помперипоссы: «А знаешь ли ты, что твой маргинальный налог в этом году — 102 процента?». «Пустое, — ответила Померипосса, — так много процентов просто не бывает». Она не сильно, конечно, разбиралась в высшей математике. «Да-да, — услышала она, — в Манисмании бывает как угодно много процентов. И если сложить вместе подоходный налог и социальный взнос, который Помперипосса должна заплатить, поскольку является частным предпринимателем, то получится 102 процента. А уж после этого Помперипосса может говорить все, что ей вздумается…
В год предстоящих парламентских выборов, сказка про Помперипоссу стала неприкрытой, сокрушительной атакой на правящую элиту Швеции. По мнению Линдгрен, шведская социал-демократия, пробывшая у власти более 40 лет подряд, забыла свои идеалы и превратилась в мелочную, завистливую бюрократическую машину.
Несмотря на то, что поначалу на писательницу ополчился и попытался ее высмеять шведский министр финансов Гуннар Стрэнг, закон о налогообложении был изменен, а на осенних выборах в риксдаг социал-демократическое правительство было отправлено в отставку. И, как считают многие, не без помощи Астрид Линдгрен.
Открытое письмо со сказкой про Помперипоссу вызвало столь сильный резонанс, поскольку писательница пользовалась в Швеции не только известностью, но и огромным уважением. Ее лицо и голос, ее чувство юмора были знакомы большинству шведов еще с 50-х — 60-х годов, когда она вела на радио и телевидении различные викторины и ток-шоу, а сердца соотечественников Линдгрен окончательно завоевала, выступая в защиту такого типично шведского явления, как любовь к природе и почитание ее красоты.
В последнее десятилетие жизни Астрид Линдгрен — а скончалась писательница в 2002 году, в возрасте 94 лет, — в шведской печати ежегодно звучали призывы наградить ее Нобелевской премией. Увы! — детским писателям Нобелевскую премию не давали никогда. Однако среди бесчисленного множества наград Линдгрен особняком стоит медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. А благотворительная деятельность шведской сказочницы была отмечена Премией мира немецкой книготорговли и медалью Альберта Швейцера.
Но хорошо известно, что Астрид Линдгрен была далека от наградной суеты, предпочитая не копить богатства, а раздавать деньги другим. И устроители нынешнего, 100-летнего юбилея писательницы учли это обстоятельство. В программу юбилейного года включен ряд гуманитарных проектов, связанных с помощью детям-сиротам и малоимущим. Крупнейшим из этих проектов станет постройка Детской деревни Астрид Линдгрен в местечке Буар в Центрально-Африканской Республике. Место строительства выбрано не случайно, поскольку это африканское государство на сегодняшний день является одним из беднейших в мире.
«Вместо помпезного шоу, которое, например, проводили в Дании, когда праздновался 200-летний юбилей Андерсена, по инициативе Литературного общества Астрид Линдгрен, парка-аттракциона Виммербю, издательства "Ра́бен и Ше́грен" и ряда общественных организаций было решено сделать подарок самой писательнице. Мы отпразднуем ее день рождения, собрав деньги на создание детского дома в Центрально-Африканской республике. Это, без сомнения, был бы для мамы самый лучший подарок , — говорит дочь Астрид Линдгрен Карин Нюман.
В течение всего юбилейного года в Швеции будут проходить посвященные Астрид Линдгрен театральные постановки, а в библиотеках и культурных центрах страны организованы выставки, рассказывающие о жизни писательницы и о героях ее произведений. Главные же юбилейные торжества состоялись 14 ноября, в день рождения Линдгрен в ее родном городе Виммербю. В этот день множество детей и взрослых, съехавшихся со всех концов Швеции, усыпали цветами могилу любимой писательницы, а в городе прошло факельное шествие и концерт с участием известных шведских исполнителей.