«Россия одной ногой стоит в экономическом кризисе»

Будущий экономический кризис порожден системными причинами, считают эксперты

Россия на пороге масштабного экономического кризиса. Таковы итоги президентства Владимира Путина, считают эксперты Института национальной стратегии, которые представили накануне журналистам доклад с таким названием. По мнению руководителя института Станислава Белковского, Владимир Путин выполнял задачи, поставленные перед ним теми силами, которые сделали его президентом:


«Принято считать, как сторонниками, так и многочисленными противниками Владимира Путина, что в условиях высоких цен на нефть экономика чувствует себя прекрасно, она неуязвима, она застрахована от любых катаклизмов. И инъекции какой-то части гигантских нефтяных сверхдоходов, которые государство изымает различными способами, решают любые проблемы, предотвращают любые кризиса в долгосрочной перспективе. Поэтому никакие экономические проблемы не могут быть фактором нестабильности как уходящего президента, его режима, так и режима его преемника.
В нашем докладе мы попытались обосновать, что это, безусловно, не так. Россия уже стоит на грани кризиса, уже стоит в нем одной ногой, и никакие высокие нефтяные цены сверхдоходов не помогут избежать, как вхождения в кризис, так и наиболее острых проявлений внешних этого кризиса, поскольку кризис порожден системными причинами и проблемами, которые не могут быть решены за короткий срок при любом объеме вложений».


Топливно-энергетический комплекс России больше не в состоянии оставаться локомотивом экономического развития страны, убежден ведущий эксперт Института национальной стратегии Дмитрий Верхотуров:


«В 2005 году продукция Топливно-энергетического комплекса составила 24% ВВП, 46% объема промышленного производства, обеспечила более 50% доходов федерального бюджета, сформировала 64% валютно-экспортной выручки. Мы можем сказать, что топливно-энергетический комплекс - это ключевая отрасль, без которой, вообще, развитие экономики России в текущий момент практически невозможно. Соответственно, было не удивительно, что на втором своем президентском сроке президент России Владимир Владимирович Путин поставил на топливно-энергетический комплекс и объявил широко известную доктрину "Энергетическая держава", которую злые языки прозвали "Энергостаном".
Путин много раз обсуждал вопросы поставок энергоносителей в Европу, обеспечение мировой энергетическое безопасности. Однако "Энергостан" подозрительно быстро кончился. В конце 2006 года и в начале 2007 года об этой доктрине уже практически ничего не было слышно. Президент вдруг, ни с того ни с сего, стал говорить о развитии высоких технологий, и начал создавать корпорацию "Роснанотех". С чего бы это? Ответ очень простой. Дело в том, что как раз в это время топливно-энергетический комплекс, в первую очередь, нефтегазовая промышленность, показала свою практическую неспособность, являясь больше локомотивом социально-экономического развития. Потому что за 90-е - 2000-е годы фактически топливно-энергетический комплекс, добыча нефти и газа не претерпела существенного развития по сравнению с советским периодом».


Руководитель рабочей группы по подготовке доклада профессор Никита Кричевский отметил, что инфляция в России будет по-прежнему расти:


«По части продовольственного кризиса, который в значительной степени повлиял на рост инфляции, я хотел бы сделать все-таки небольшой мостик между финансовой сферой и продовольственной и сказать, что о повышении инфляции, которая, по данным Минэкономразвития, составит в этом году 11,5%, как они прогнозируют, по нашим оценкам составит не менее 30% по итогам года. Дело в том, что до 50% в среднем в потребительской корзине среднего россиянина составляют продукты питания. Уже многие продукты первой необходимости подорожали в два раза. По данным Росстата, рост цен продолжается. Никаких движений, связанных с замораживанием цен на шесть социально значимых групп продовольственных товаров не происходит. Минэкономразвития и Росстат вынуждены объявлять о том, что инфляция растет точно также.
Что в этой связи может предложить наше правительство, наши монетарные экономические власти? Мы с вами понимаем, что трогать естественные монополии, составляющие максимальный прирост годовой инфляции, никто не будет. Что можно сделать? Сегодня рассматривается вопрос о повышении ставки рефинансирования ЦБ. Ставка рефинансирования, скорее всего, будет повышена. Потому что других инструментов у Центрального банка нет. Что это даст в результате банковскому сектору и, вообще, финансовому сектору России? Это даст дополнительное удорожание кредитов. Это даст увеличение процентных ставок по вкладам, которые сегодня уже растут. В результате это, в конечном итоге, так и так приведет к росту инфляции».