Человек дня - кинорежиссер Владимир Наумов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие кинокритик Валерий Кичин .



Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 6 декабря - кинорежиссер Владимир Наумов, который сегодня отмечает свой 80-летний юбилей.


Владимир Наумов родился в Ленинграде, кинематографическое образование получил в Москве. В начале 50-х годов работал под руководством режиссера Игоря Савченко. Более 30 лет сотрудничал с режиссером Александром Аловым, вместе они поставили 12 картин, самые известные из которых - «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Берег». После смерти Алова Наумов создал фильмы «Выбор», «Десять лет без права переписки», «Белый праздник». Последняя его работа - только что вышедшая на экраны лента «Джульетта на асфальте».


О человеке дня Радио Свобода говорит кинокритик Валерий Кичин.



Валерий Кичин: Владимир Наумович Наумов, пожалуй, одна из самых знаковых фигур нашего кино. Вместе со своим другом, таким же талантливым и мятежным режиссером Александром Аловым, они сделали так называемую "комсомольскую трилогию" - "Тревожная молодость", "Павел Корчагин" и "Ветер". Это только по названию комсомольская трилогия. На самом деле это была попытка новой веры, абсолютно искренней, абсолютно истовой. В этом была их сила. Такой патриотизм, такой уровень веры абсолютно был не предусмотрен партийными властями, и началась сущая травля. Весь дальнейший путь Владимира Наумова - это путь способа самосохранения художника в экстремальных условиях.


Он по природе замечательный художник, он рисовальщик. Немногие знают, как великолепно он рисует. Среди его любимейших художников такие люди, как Брейгель или Босх, в общем, легко различить влияние этих художников в таких картинах, как "Бег", как "Скверный анекдот" в первую очередь. Фильм абсолютно крамольный. Это фильм по сатире Достоевского, это, пожалуй, единственное свидетельство нашего кино о том, как человека легко превратить в раба. Среди его любимейших режиссеров Федерико Феллини. Не случайно Владимир Наумов очень дружен с постоянным драматургом Федерико Феллини Тонино Гуэрра.


Владимир Наумов, как действительно большой художник, очень резко ощущает свой разлад с противоречиями нового времени. Его тревожная молодость осталась где-то далеко, в совершенно другой стране, а новое время, по-моему, он, скорее, терпит, чем принимает. На экране происходит вот такое болезненно-острое высказывание, а в жизни это человек официальный, он вручает призы "Золотой орел". И только его картины показывают, что есть какая-то трещина в душе, есть какая-то серьезная боль. Я думаю, что со временем эта боль будет расшифрована новыми зрителями более ясно и очевидно.