Во Франции с официальным визитом находится лидер Ливии Муамар Каддафи. Он прибыл в Париж из Лиссабона, с саммита ЕС-Африка, где среди прочего заявил, что слабые страны вправе прибегать к терроризму.
Это заявление только подлило масла в огонь полемики, бушующей во Франции уже не первый день. Стоило ли расстилать красный ковер перед Муамаром Каддафи и приглашать его в Париж на столь долгий срок, целых пять дней? Силы оппозиции, как левые, так и центристы считают, что это недопустимо, рассказал главный редактор газеты Liberation Лоран Жоффрен:
«Конечно, Франция не может совсем отказаться от контактов с недемократическими режимами. Их слишком много, чтобы мы могли себе это позволить. Но зачем принимать Каддафи как королеву английскую? В Ливии тот, кто критикует Каддафи, рискует жизнью, в этой стране нет политических партий. Да, он освободил болгарских медсестер, это замечательно, но кто, если не он, держал их в тюрьме, где их пытали? Да и освободил он их только потому, что это позволило ему выторговать для себя кое-какие преимущества».
В окружении президента Саркози отрицают то, что визит Каддафи во Францию (первый за 30 с лишним лет) был одним из условий, выставленных Триполи для освобождение болгар этим летом.
При этом голоса протеста против этой встречи звучали и в стане Саркози. Как заявила в воскресенье в интервью газете Parisien госсекретарь Франции по правам человека Рама Йад, Франция - это не коврик, о который диктаторы могут вытирать кровь со своих ног. Молодая сотрудница кабинета Николя Саркози сочла, что приезд Каддафи в Париж, причем в день прав человека, оскорбителен. Однако уже на следующий день, после беседы с главой государства, Рама Йад сменила тон, сказав, что понимает замысел президента.
Сам Николя Саркози принимал Каддафи с почестями. Для диктатора возле Елисейского дворца был разбит бедуинский шатер, чтобы тот мог принимать посетителей. Вот что заявил журналистам президент Франции: «Франция принимает руководителя, который отказался от ядерной бомбы, который отказался от оружия массового поражения, который отказался от терроризма, который согласился освободить медиков находившихся в тюрьме 8 лет. Я убежден в том, что Франция должна вести диалог с теми, кто встал на путь исправления и пытается наладить связи с мировой общественностью».
Разумеется, не последним аргументом в пользу сотрудничества с Ливией являются и выгодные контракты, которые эта страна может предложить крупным французским предприятиям. Париж и Триполи уже договорились о сотрудничестве в строительстве завода по опреснению морской воды, ядерного реактора, а также заключили контракты в области вооружений и другие экономические сделки. Как отмечают эксперты, Ливия для крупного бизнеса - просто находка. Это богатая страна, в которой полным ходом идет строительство, Каддафи торопится завершить крупные проекты к юбилею революции, то есть к 2009 году.
Обозреватели также напоминают о том, что несколько лет назад отношения с Каддафи нормализовала Великобритания, и что экономические связи с Триполи развивают также итальянцы и немцы. Они, однако, предпочитают делать это без политической шумихи, не оказывая Каддафи почетного приема в своих столицах.