10 лет Киотскому протоколу

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Андрей Шароградский: 10 лет назад был принят Киотский протокол, первый международный документ, направленный против глобального потепления в результате выбросов в атмосферу промышленных газов. Документ подписали более 160 государств, в том числе и Россия. Киотский протокол действует до 2012 года и налагает довольно серьезные ограничения на выбросы парниковых газов. Между тем, среди ученых так и нет единого мнения, уверенности в том, что именно выбросы промышленных газов влияют на изменение климата в мире. Кроме того, противники соглашения в России считают, что для страны ратификация Киотского договора обернется замедлением экономического роста.



Ольга Вахоничева: С момента принятия Киотского протокола многие страны существенно снизили выбросы. Международное природоохранное соглашение подписали более 100 государств, суммарный вклад выбросов которых превышает 55 процентов. После долгих колебаний Киотское соглашение три года назад ратифицировала и Россия. Какую угрозу глобальное потепление представляет конкретно для России, подробно рассказал Радио Свобода директор программ Гринпис России Иван Блоков.



Иван Блоков: Это таяние вечной мерзлоты, которое уже происходит и которое несет огромный ущерб для экономики северных регионов. Это, например, появление сибирского шелкопряда. Вы, наверное, слышали, что несколько лет назад сотни тысяч гектар леса погибли из-за того, что было очень теплое лето, и сибирский шелкопряд смог размножиться дважды за одно лето. Вот аналогичные вещи могут появиться и появятся наверняка в России, если потепление не будет остановлено.



Ольга Вахоничева: Соглашение, принятое в 1997 году в японском городе Киото, как протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, направлен против глобального потепления в результате выбросов в атмосферу промышленных газов. Между тем, среди ученых нет единого мнения о том, что именно выбросы промышленных газов влияют на изменение климата в мире. Этой точки зрения придерживается и один из противников Киотской системы - доктор физико-математических наук, профессор Российской Академии естественных наук Олег Сорохтин.



Олег Сорохтин: Киотский протокол был составлен, исходя из представлений, что на климат влияет углекислый газ и другие парниковые газы. На самом деле климат, в основном, зависит от солнечной радиации. И вот то потепление, которое было последние столетия, оно связано именно с солнечной активностью. Началось это потепление в начале XVII века, еще при Борисе Годунове (кстати, он потерял свое место во многом из-за холодного климата, который тогда был, потому что были три неурожайных года друг за другом). Так вот началось потепление именно тогда, когда выбросов антропогенных газов, в частности углекислого газа, метана, и говорить-то не приходилось. То, что не влияет углекислый газ на температуру поверхности Земли, это просто математически удается очень легко показать.



Ольга Вахоничева: Однако с этой точкой зрения категорически не согласен директор программ Гринпис России Иван Блоков.



Иван Блоков: У каждой теории существует огромное количество противников, в особенности, если они связаны с крупными энергетическими или нефтяными компаниями. Поскольку основная масса выбросов парниковых газов приходится именно на энергетику и на нефть, то понятно, что будет слой людей, которые будут применять любые действия для того, чтобы пытаться принизить его значение. На самом деле, подавляющее большинство мировых ученых полностью согласно с тем, что изменение климата вызвано именно выбросами парниковых газов. Никаких сомнений в этом у нас, естественно, нет. Более того, необходимо принимать срочные, реально срочные меры для того, чтобы температура земли не росла столь быстро, как она растет сейчас.



Ольга Вахоничева: А вот Олег Сорохтин уверен, что выполнение Киотского протокола не сможет решить проблему глобального потепления.



Олег Сорохтин: Это вредный протокол, особенно он вреден для России, поскольку Россия в основном северная страна, холодная страна, ее нужно отапливать. Другое дело, что сберегать углеводородное сырье надо, но по другим причинам, чтобы нашим внукам и правнукам досталось, а вовсе не из-за Киотского протокола.



Ольга Вахоничева: А какие отрицательные эффекты для России в частности может вызвать Киотский протокол?



Олег Сорохтин: Трату денег. Сейчас пока Россия еще находится в рамках квоты. Но мы не сможем развивать свою промышленность и экономику, потому что начнется повышенный выброс углекислого газа в атмосферу, и мы должны будем платить штрафы. А штрафы очень большие - это миллиарды рублей.



Ольга Вахоничева: Киотский протокол - это первый международный документ, который использует для решения глобальных экологических проблем рыночный механизм. Это так называемая торговля квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может продать свободную часть другой стране. По мнению Ивана Блокова, неэтично и безнравственно смотреть на общую проблему с точки зрения экономической выгоды.



Иван Блоков: Когда наше Минэкономразвития подходило и говорило, а, сколько мы с этого получим денег, это выглядело отвратительно. Я вполне понимаю, если бы они говорили - а как насчет новых технологий. Но именно этот вопрос, так называемой программы совместного осуществления, очень здорово тормозились Россией, потому что Россия, как я понимаю, в лице Министерства экономического развития и торговли всячески пыталась получить деньги в бюджет вместо того, чтобы получить новые технологии, которые помогут России сократить выбросы. Россия сейчас, скорее всего, в полной мере исполняет условия Киотского протокола. Почему я говорю "скорее всего"? Потому что все-таки надежность инвентаризации, проводимой в России, вызывает у нас определенные сомнения.



Ольга Вахоничева: Между тем, без подписи, поставленной Москвой под Киотским протоколом три года назад, документ существовал только на бумаге. США сначала ратифицировали соглашение, но затем отозвали подпись. Американский президент Джордж Буш считает, что проблему вредных выбросов решать надо, однако конвенция в ее нынешнем виде наносит ущерб американской экономике. Решение Буша отказаться от выполнения договоренностей, принятых на конференции в Киото, встречено критично. Вот что говорит бывший вице-президент США, активный участник разработки Киотского протокола Альберт Гор.



Альберт Гор: Повсеместное увеличение выброса углекислого газа в атмосферу угрожает будущему всей цивилизации, и в этом аспекте неуместно таким странам, как США и Норвегия, расценивать оказание помощи развивающемуся миру только как проявление щедрости. Такая помощь отвечает нашим собственным интересам, это вопрос выживания нашей цивилизации.



Ольга Вахоничева: Альберт Гор стал лауреатом Нобелевской премии мира за этот год. Премия присуждена ему за борьбу с глобальным потеплением. Вот что заявил на церемонии вручения, которая состоялась в Осло, руководитель межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата Раджендра Пачаури.



Раджендра Пачаури: Если мы будем игнорировать необходимость защиты природных ресурсов, то это может оказаться чрезвычайно губительным для человечества и всех существ, обитающих на земле. История преподносит множество уроков, которые предупреждают: хаос и разрушения становятся следствием нашего равнодушия к продолжающейся эрозии природных ресурсов.



Ольга Вахоничева: Киотский договор в нынешнем виде действует до 2012 года. Сейчас на Бали подходит к завершению Конференция ООН по проблемам глобального потепления. На ней обсуждается возможность начать переговоры по новому соглашению, которое с 2013 года сменит и значительно разовьет Киотский протокол.