Защитники старого Петербурга на помощь ЮНЕСКО не надеются

«Небесную линию» Петербурга охраняет ЮНЕСКО, но представители организации вынуждены договариваться с властями

В Городском суде Санкт-Петербурга началось повторное рассмотрение дела по строительству «Охта-центра», где предполагается расположить бизнес-офисы «Газпрома». Одновременно в Москве прошла встреча соинвестора проекта с делегацией Центра всемирного наследия ЮНЕСКО во главе с Франческо Бандарином.


Проект возведения делового «Охта-центра», первоначально называвшегося «Газпром-Сити», с самого начала оброс скандалами и сопровождался многочисленными протестами не только петербуржцев, но и защитников города, живущих за его пределами. С одной стороны, никто не против того, чтобы вдохнуть новую жизнь в «депрессивный» рабочий района на Охте, однако есть обстоятельства, на которые нельзя не обращать внимания.


Во-первых, на этом месте когда-то была древняя шведская крепость Ниеншанц, и есть сомнения, что археологи успеют в короткие сроки сделать там раскопки. Во-вторых, и это самое главное, речь идет не просто о бизнес-центре, а о почти четырехсотметровой стеклянной башне, которую горожане уже успели непочтительно окрестить «кукурузой». Эта башня, если она будет построена, разрушит так называемую «небесную линию» Петербурга, охраняемую ЮНЕСКО, а также станет странным фоном для расстрелиевского шедевра - Смольного собора, то есть нарушит целостный облик города.


Нынешней осенью противники башни одержали в суде свою первую промежуточную победу. Дело в том, что еще в 2006 году целевая программа развития Охты была принята в Петербурге в качестве закона. Защитники города сочли, что программа была принята без технико-экономического обоснования, без общественных слушаний и экологической экспертизы и потребовали в суде отмены программы. Летом 2007 года городской суд отказал истцам, но это решение было обжаловано, и Верховный суд 24 октября отменил решение суда городского, вернув дело на новое рассмотрение.


Городские власти заявили, что будут отстаивать в суде свои прежние позиции. Повторное рассмотрение дела уже началось, правда, с непонятными проволочками: «В связи с тем, что не подготовили отзывы по постановлению Верховного суда, и они хотят внести изменения в закон, перенесли [заседание] на 27 января. Если они последуют рекомендации Верховного суда, то в феврале их документы по проекту Газпрома должны быть переданы ЮНЕСКО», - рассказывает представитель Движения гражданских инициатив Михаил Дружининский. Однако, прежде всего, говорит он, делу нужны независимые эксперты:


«ЮНЕСКО не слишком серьезная организация. Простой запрет ничего не даст, его можно легко либо обойти, либо проигнорировать. Там должны быть более тонкие меры. Должно быть давление экспертного сообщества, появление фигур, которые лоббируют эти проекты. Нужно смотреть и транспортную составляющую - как в центре города люди будут приезжать и уезжать с работы».

Проект «Охта-центра» был представлен накануне на встрече соинвесторов с делегацией Центра всемирного наследия ЮНЕСКО во главе с Франческо Бандарином. Вице-президент «Газпром-нефти» Александр Дыбаль сказал, что «для сохранения исторического центра Петербурга необходимо наполнять городской бюджет, в том числе привлекая в город крупных налогоплательщиков, создавать им условия для работы. Строительство общественно-делового района вне исторического центра необходимо, чтобы освободить старый город от несвойственных ему функций делового квартала. И тогда исторический центр сможет функционировать в гармоничном для себя формате музея под открытым небом».


Это первый этап консультаций с ЮНЕСКО, которые должны стать регулярными. Впрочем, защитники целостности исторического облика Петербурга не очень надеются на твердость позиции ЮНЕСКО, рассказал представитель организации «Живой город» Сергей Васильев:


«Мои коллеги по "Живому городу" более оптимистично настроены, они страшно обрадовались тому, что было год назад, когда Бандарин приезжал, и вроде бы тогда было хорошее взаимопонимание. Но другое дело - те механизмы, пружины, которые не видны. Что там себе думает Бандарин, что себе думает ЮНЕСКО, я плохо представляю, а то, как они себя ведут, по-моему, это все-таки осторожная, зависимая от многих факторов политика. Конечно, они больше склонны учитывать взаимоотношения с нашими властями, чем с интересами наследия. Они лавируют, они балансируют, поэтому рассчитывать на то, что ЮНЕСКО поможет, и раньше не очень следовало. Можно было это использовать - использовать будем по-прежнему, а рассчитывать на них – нет».

Бороться нужно не только с башней «Охта-центра», которая, по словам Сергея Васильева, изуродует город, но и против изменения высотного регламента. Бороться городские организации будут и против попыток Комитета по государственному использованию и охране памятников урезать охранную зону Петербурга в 4,5 раза и за принятие особого статуса Дворцовой площади, то есть за сохранение города на законодательном уровне.