Британский совет - организация, целью которой является развитие культурных, образовательных и научных связей между странами - переживает самый трудный период в своей более чем десятилетней деятельности в России. С 1 января все региональные отделения Британского совета, за исключением офисов в Санкт-Петербурге и центрального офиса в Москве, будут закрыты, а их деятельность приостановлена. Причем это касается и текущих проектов. Официальную мотивировку представил официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Михаил Камынин. По его словам, причина закрытия офисов Британского совета – отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Британского совета в России.
По словам Михаила Камынина, к Британскому совету есть претензии в налоговой и других сферах, кроме того, совет в нарушение Венской конвенции о дипломатах, открывал свои отделения при консульских учреждениях.
Любопытно, что начальник Камынина, министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью новостному телеканалу корпорации BBC назвал совершенно неюридическую причину жестких действий российских чиновников в отношении Британского совета. По словам Лаврова, подоплека чисто политическая: «Британское правительство предприняло несколько действий, которые, я бы сказал, нанесли системный урон нашим отношениям. Мы должны были реагировать на это. Это не имеет ничего общего с какими-то антибританскими чувствами. Это, если хотите, просто закон жанра. Конечно, высылка трех наших дипломатов и другие шаги в том роде, все эти действия неизбежно вызвали нашу реакцию».
В самом Британском совете кризис в отношениях с Российским государством пытаются не драматизировать, но воспринимают серьезно. Генеральный директор Британского совета в России Джеймс Кеннеди заявил Радио Свобода, что, по его мнению, все правовые основания для работы его организации в России есть, а нажимать на тех, кто в момент российско-британского похолодания поддерживает хоть какие-то связи между странами, просто неразумно:
«У нас были в последние три года дискуссии с российскими официальными лицами по поводу юридического статуса Британского совета. Но последних утверждений, что Британский совет осуществляет свою деятельность в России незаконно, это что-то совершенно новое. Дело в том, что Британский совет действует в России в соответствии с соглашением 1994 года между правительствами России и Британией о культурном и образовательном научном обмене. Конечно, на нашу работу влияет состояние отношений России и Британии. Но нам кажется, что как раз в то время, когда эти отношения переживают трудности, наша работа в области культуры и образования еще более важна».
Джеймс Кеннеди говорит, что в смысле определения статуса Британского совета российское и британское законодательство различны, и то, что в Британии называется общественной организацией, в России относят к государственным:
«Британский совет – это независимая организация, основанная в Великобритании королевским указом и получающая грант на свою деятельность от британского правительства. Мы осуществляем культурно-просветительскую деятельность за пределами Британии. Конечно, в тех странах, где мы работаем, у нас есть тесные связи с британскими посольствами в этих государствах. Но что касается структуры, то мы не являемся частью британского дипломатического корпуса и независимы от посольств.
Когда новое законодательство о деятельности неправительственных организаций в России вступило в силу, мы попросили разъяснений у российских официальных лиц – должен ли Британский совет зарегистрироваться по этим новым правилам? Нам сообщили в Росрегистрации, что для Британского совета это необязательно, так как по российскому законодательству мы являемся государственной организацией».
Российские правозащитники уверены, что меры власти против Британского совета – это часть официальной волны по ужесточению отношений с Западом. Так считает председатель Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева:
«Наступление на Британский совет началось, по-моему, уже давно, с самого начала, когда вдруг мы невзлюбили Запад. Это очень некрасиво и очень несправедливо, что мы делаем по отношению к Британскому совету. Во-первых, это очень напоминает печальные времена, когда мы сидели за «железным занавесом», и все, что по ту сторону, нам не полагалось ни знать, ни видеть. Во-вторых, это еще вдобавок носит такой очень неприятный социальный оттенок. Потому что сейчас, по-моему, широко известно, что у наших богачей, и нашей политической верхушки такая мода – детей учить за рубежом. Первое место в этом смысле занимает именно Англия. Там они в школах своих детей учат и в высших учебных заведениях. А Британский совет – это была возможность, не стоившей ни копейки нашему государству, получить хорошее образование в Британии для не таких состоятельных людей, для среднего класса. Сейчас эта возможность будет закрыта.
Британские советы у нас были в разных регионах. Я бывала в московском Британском совете. И вы знаете, всегда там было много молодых людей. Было видно, что это небогатая публика, которая производила очень хорошее впечатление. Как раз эти разговоры, что у нас такая циничная, ленивая молодежь, думающая только об удовольствиях и так далее, ничего подобного. Туда ходили энергичные молодые люди и девушки, которые хотели своими силами пробиться».
По словам Людмилы Алексеевой, зажимание открытого ресурса информации и поддержки для тех, кто эту информацию ищет, в век, когда для распространения знаний действительно нет границ, выглядит странно.