«Человек года Time - это не чествование, и никогда не было чествованием»

Если бы журнал Time беспокоился о том, какую это реакцию вызовет у России, он бы не был журналом Time

Влиятельный американский журнал Time выбрал Владимира Путина человеком года. Последний номер журнала вышел с лицом Путина на обложке.


Журнал Time определяет «человека года», или «персону года», как теперь принято говорить, с 1927 года. Тогда впервые на обложку Time попал летчик Чарльз Линдберг, перелетевший Атлантику. И надо заметить, что всегда журнал всегда отдавал предпочтение именно главам государств. Так, в частности, все американские президенты, за исключением троих, с тех пор попадали в номинацию «человек года». И другие главы правительств тоже. В том числе и российского, советского государства. «Человеком года» были и Никита Хрущев, и Юрий Андропов, и Михаил Горбачев. Причем, Горбачев – дважды. Так что ничего в этом, я думаю, такого уж удивительного и необычного нет. Это первое.


Второе. Естественно, в России это воспринимается как признание высочайших заслуг Владимира Путина. И это неверно. Опять-таки нужно знать историю вопроса. И обратимся просто к первоисточнику. Вот что говорит главный редактор журнала Time Ричард Стенгель. Он говорит, что «Путин проявил умение возглавлять страну и привести ее к стабильности». Но далее Стенгель пишет: «Он новый царь России, и он опасен, в том смысле, что его не заботят ни гражданские свободы, ни свобода слова». И далее Стенгель продолжает: «Он не демократ, он не защитник свободы слова (повторяется он), он ставит стабильность выше свободы». «Сможет ли он сделаться реформатором или автократом, который вернет Россию назад в эпоху репрессий, - это мы узнаем только в следующее десятилетие», - заключает Стенгель. И в этом тексте он позволяет себе шутку по поводу Путина. Дело в том, что, как известно, дед Владимира Путина был поваром в Кремле. И Стенгель говорит: «Он больше похож на того человека, которому его дед готовил блины. Тот был “ человеком года ” Time даже два раза». Ричард Стенгель имеет в виду Сталина. Сталин был «человеком года» дважды. «Человеком года» в 1979 году был аятолла Хомейни, а в 1938 году «человеком года» был Адольф Гитлер.


Стенгель, как умный человек, возглавляющий один из самых влиятельных политических журналов мира, ставит вопрос. Он ничего, заметьте, не утверждает. Он говорит, что Путин явно не демократ, и явно ставит стабильность выше свободы слова, и его не волнуют гражданские свободы, но при этом оставляет некую лазейку, допущение: может быть, все-таки страна, Россия, под руководством Путина, или, по крайней мере, по путинскому курсу все-таки выйдет на какие-то более цивилизованные рельсы. Однако предполагает и возможность возвращения к эпохе репрессий.


Если бы журнал Time беспокоился о том, какую это реакцию вызовет у России, он бы не был журналом Time . У него есть свои критерии, он выбирает, как выразился Стенгель «”Человек года” Time - это не чествование, и никогда не было чествованием». Это отмечается заметная роль этого человека, а то, что роль Путина в России, а Россия в мире играет заметную роль, это даже смешно обсуждать. В 1979 году, когда журнал выбрал «человеком года» аятоллу Хомейни, Time подвергся жесточайшей критике. И это вызвало гораздо большее, мягко говоря, недоумение. Был сильнейший скандал. Надо заметить, что в 1999- году, когда журнал определял «человека столетия», просочились слухи, что этим человеком будет признан Гитлер. Опять-таки трудно спорить с тем, что Гитлер оказал колоссальное влияние на ход XX века. Но вот здесь включаются и те критерии, которым журнал Time не следует. Он просто отмечет влияние, не говорит: хороший или плохой. Но публика хочет видеть хорошего. И журнал Time тогда пошел на попятную. Все-таки «человеком столетия» был избран Эйнштейн, а не Гитлер. Но, в общем, они тем самым демонстрируют свою абсолютную журналистскую политическую и этическую независимость.


Хочу только добавить под конец, что немногим более полугода назад, в мае этого года, то есть, тот же Time составил список 100 самых влиятельных людей мира. Туда попали два россиянина. Но это вовсе не президент Путин, а оперная певица Анна Нетребко и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Речь шла о тех людях, которые формируют повседневную жизнь. Миллионы девочек во всем мире хотят быть похожими на Анну Нетребко и начинают заниматься музыкой. И вот в этом ее благотворное влияние. О благотворном влиянии Путина журнал Time ничего не говорит. Он говорит о его заметном месте.