С 6 по 12 января в Москве в 11-й раз пройдет фестиваль «Возвращение». Ради него в Москву возвращаются молодые музыканты, получившие образование в России, а потом разъехавшиеся по всему белому свету.
Впервые фестиваль прошел в 1998 году, и с тех пор его каждый год принимает Рахманиновский зал Московской консерватории. Студентов на концерты пускают бесплатно, а потому обыкновенно чинное помещение заполняется молодой публикой, мест всем всегда не хватает, подставляют стулья, но и подоконники не пустуют.
Организаторы фестиваля — Роман Минц и Дмитрий Булгаков. Оба — выпускники Гнесинской школы. Рассказывает о фестивале его участник — пианист Александр Кобрин: «Большинство ребят, которые гастролируют по миру, учатся в разных местах, география действительно обширная, это и Англия, и Япония, и Германия и так далее, и так далее, мы в первую очередь пытаемся и ради этого мы приезжаем на фестиваль, мы хотим играть вместе. То есть фестиваль действительно объединяет. Ребята собираются в Москве, дарят себе праздник, и мы действительно получаем огромное удовольствие».
Уникален фестиваль очень приятной дружеской атмосферой и еще тем, что практически все его концерты — тематические. Если разгораются баталии, то только от того, какое сочинение будет принято в программу, а какое — нет. Рассказывает кларнетист и постоянный участник фестиваля Игорь Федоров: «Баталии, конечно. Потому что, естественно, хочется сыграть на фестивале, хочется встретиться с друзьями. И потом, получается, что для кларнета, например, очень мало киномузыки. Начинаешь искать какие-то вещи, вот я нашел, например, трио Нино Рота, соната Нино Рота. Знаем эту фамилию, этого человека, как кинокомпозитора. Мы, скорее, не знаем его сонаты, но в этих сонатах и в этом трио нет его киномузыки. Поэтому, спасибо, до свидания. Это стиль фестиваля "Возвращение". Вот эти темы — это стиль».
На этот раз фестиваль предлагает четыре тематические программы. Одна называется «Одержимость», в нее вошли произведения, объединенные темой сна, мечты, видения. Во второй программе прозвучит музыка, написанная для кинофильмов, но ставшая академической, или наоборот. Еще один концерт посвящен стилизации: для примера, сочинение Родиона Щедрина «В подражание Альбенису» или «Посвящение Пьяццоле» Леонида Десятникова. Я называю имена известные, между тем, зачастую в концертах фестиваля исполняются сочинения композиторов, чьи имена вовсе не на слуху, например, Макотто Синохара. Финальный концерт составлен по заявкам участников фестиваля, то есть они сами вызвались играть те или иные произведения. В тот же вечер, 12 января, состоится российская премьера "Колыбельных песен для голоса и инструментального ансамбля" молодого композитора Андрея Дойникова.